Экономика

За что в ответе сервисы такси и «попутчики»?

  • 31 Августа 2018
  • 1252
  • 0
  • 00
Ермакова Ольга

Какие выплаты может получить пассажир в случае ДТП?

Появление агрегаторов услуг такси (Uber, Gett, «Яндекс.Такси» и др.) и сервисов совместных поездок (BlaBlaCar, BeepCar) по-настоящему изменило рынок перевозок в России. Однако выполнять транспортное законодательство РФ компании пока не спешат. В связи с этим необходимо знать, чем мы рискуем, садясь в авто, вызванное через приложение, или забронировав место у «попутчиков».

Такси и агрегаторы

Агрегаторы позволили объединять пассажиров и водителей (не только официальных служб такси, но и «частников»), а за счёт того, что им не приходится нести прямые затраты на зарплаты водителей, бензин, покупку и обслуживание автомобилей, смогли предоставить более низкую цену поездки, чем их конкуренты из классических таксопарков. Сами агрегаторы всячески уходят от определения «перевозчик», утверждая, что они являются информационными компаниями, лишь предоставляющими водителям заказы за процент от стоимости поездки. Однако российское законодательство понемногу заставляет их брать на себя бремя ответственности.

На легальное такси распространяется действие закона «О защите прав потребителей», Устава автомобильного транспорта, федерального закона от 21.04.2011 №69-ФЗ, постановления Правительства РФ №112 от 14.02.2009 и региональных законов. Согласно этим нормативным актам, каждая машина такси должна получить специальное разрешение на таксомоторную деятельность. Таксисты должны проходить медосмотр, машины — техосмотр.

При отмене поездки пассажир может требовать штраф за непредоставление транспортного средства — 20% провозной платы. Если возникли проблемы можно сделать возврат средств через службу такси и предъявить официальную претензию. Таксисты обязаны выдавать квитанцию или чек в подтверждение оплаты такси. Этот документ пригодится, если понадобится возместить транспортные расходы по суду. В случае если вы заказали такси в официальном таксопарке — все компенсации, в том числе после ДТП, вы сможете потребовать от этой компании (всё, что свыше выплат по ОСАГО). Если вас вёз индивидуальный предприниматель — придётся пытаться требовать компенсации от него.

До недавнего времени агрегаторы такси полностью уходили от ответственности — скидывая её на своих партнёров (компании или ИП, которые непосредственно выполняли заказ). Но этим летом Верховный суд уточнил случаи, когда агрегаторам не удастся продолжить следовать своей стратегии. Так, из разъяснения Верховного Суда (ППВС №26 от 26.06.2018, п.18) следует, что агрегаторы или сервисы заказа такси могут нести ответственность перед пассажиром за причинённый вред. Ответственность может наступить, когда сервис заключает договор перевозки от своего имени или когда по обстоятельствам заключения договора (вывеске, сайту) клиент мог составить мнение, что договор заключается именно с сервисом. В этом случае сервис будет отвечать за тех, кого привлёк к перевозке.

Карпулинг или райдшеринг

Это относительно новый способ поездок — с попутчиками. Попутчики находят друг друга через специальные сайты или приложения. Водитель предлагает свой маршрут, на котором он готов довести пассажиров от пункта А до пункта Б. Пассажиры при этом компенсируют водителю часть затрат на бензин, но платой за услуги по перевозке это не считается. Закон о защите прав потребителей на такие поездки не распространяется.

Деятельность водителей, принимающих участие в райдшеринге, не лицензируется. Поездку могут отменить или задержать, но ответственность за это не несёт ни водитель, ни сервис. Оплата поездки производится чаще всего наличными в машине, но чеки не выдаются.

В случае ДТП, если пассажир пострадает или погибнет, можно получить возмещение по ОСАГО (до 500 тысяч рублей). При отсутствии ОСАГО или сверх 500 тысяч рублей — отвечает сам водитель. При этом сервис не несёт ответственности за водителей, воспользовавшихся его платформой.


Понравилась ли Вам статья?

Нравится00
  • 31 Августа 2018
  • 1252
  • 0
Ермакова Ольга