Инфраструктура

Агрегаторы услуг такси чересчур увлеклись конкуренцией

  • 22 Мая 2017
  • 534
  • 0
  • 00
Ермакова Ольга

Сергей Юрьевич Либин, старший аналитик по телекоммуникациям и медиа Райффайзенбанка рассказал о стратегии роста сервисов такси.

Работа компаний оказывающих услуги поездок по требованию или иначе Ride on Demand (RoD) стала ярчайшим примером «уберизации» — устранения посредника между заказчиком и исполнителем — и поэтому особенно интересен для инвесторов. Так, в ходе последнего раунда финансирования в 2016 г. сама Uber была оценена в $66 млрд, что примерно в десять раз превышает её годовую выручку. Стоимость одного из главных американских конкурентов Lyft уже в 2017 г. достигает $7,5 млрд — примерно в 11 годовых выручек. Лидер китайского рынка онлайн-такси Didi Chuxing, доли в которой принадлежат Apple и Alibaba, в апреле был оценён в $50 млрд. Финансовые показатели Didi не раскрывает, но вполне вероятно, что соотношение выручки и стоимости компании здесь ещё выше. При этом большинство RoD-сервисов убыточны.

Очевидно, что на ранней стадии становления рынка компании сначала захватывают аудиторию, а потом уже начинают монетизацию, как и большинство интернет-проектов. RoD-операторы инвестируют в формирование рынка, увеличивая проникновение услуги, в рост своей доли на нём за счёт рекламы и скидок, в улучшение качества услуги и т. д., поэтому убытки на этой стадии обычно существенные. Но по мере насыщения рынка ситуация будет налаживаться, например, рентабельность «Яндекс.Такси» в Москве уже сопоставима с рентабельностью поисковика компании, но «Яндекс» активно инвестирует в расширение географии присутствия, признавая, что потенциал рынка регионов был недооценён.

Однако агрегаторы услуг такси, пожалуй, чересчур увлекаются конкуренцией и сильно занижают цены. В Москве минимальная стоимость поездки уже меньше 100 руб., а недавно три основных агрегатора — Uber, «Яндекс» и Gett — ввели фиксированную стоимость поездки, что с учётом столичных пробок, скорее всего, негативно отразится на валовой выручке. Снижение средней стоимости поездки вызывает негодование водителей такси, поэтому агрегаторы частично компенсируют водителям стоимость поездки, что, конечно, негативно сказывается на их прибыли. Конкурентная борьба вполне может привести к ситуации, когда все три игрока сохранят свои доли рынка, правда, гораздо меньшего, чем раньше, а снижение заработка водителей может привести к росту низкоквалифицированной рабочей силы и снижению уровня сервиса. Кроме того, необходимо учитывать конкуренцию со стороны альтернативных способов передвижения — общественного транспорта, райдшеринговых сервисов и т. д., которые могут ещё сильнее ухудшить экономику онлайн-такси.

Однозначно сказать, справедливы ли оценки бизнеса операторов RoD, нельзя. Безусловно, справедлива та цена, по которой покупатель готов купить, а продавец — продать. Одна из главных задач операторов RoD — не разрушить этот потенциал в погоне за долей рынка.

Понравилась ли Вам статья?

Нравится00
  • 22 Мая 2017
  • 534
  • 0
Ермакова Ольга