Инфраструктура

Агрегаторы услуг такси монополизировали рынок?

  • 24 Июня 2017
  • 1406
  • 0
Ермакова Ольга

Справедливой конкуренции на таксомоторном рынке пришёл конец?

Во всём мире монополию принято относить к негативным явлениям, отрицательно сказывающимся на развитии экономики и, однозначно, снижающим жизненный уровень населения. Обществу выгоднее иметь совершенную конкуренцию, а не монополизированный рынок. В то же время условия производства подталкивают предприятия к тому, чтобы иметь большую власть и влияние на рынок.

Почти во всех странах есть специальное законодательство и антимонопольные органы исполнительной власти, которые контролируют ситуацию на рынке и в случае необходимости применяют определённые механизмы воздействия на нарушителей.

С развитием информационных технологий на таксомоторном рынке сейчас сложилась совершенно новая ситуация. Раньше на нём работало достаточно много компаний — костяк составляли таксомоторные автотранспортные предприятия с собственным таксопарком, отдельную нишу занимали диспетчерские организации. Каждая компания занималась рекламой своего бренда. Излишние заказы «отдавали» коллегам через различные «системы обмена заказами». Теперь же во многих городах доминирующее положение занимают крупные агрегаторы услуг такси — Uber, «Яндекс.Такси», Gett, Fasten (недавно объединившиеся сервисы «Сатурн», «Везёт» и «Лидер») и «Максим», а почти все таксомоторные предприятия, имеющие автомобили, по сути, лишились бизнес-самостоятельности, подключившись к ним.

Компании, которые раньше занимали лидирующие позиции, уже с трудом выдерживают конкуренцию. Количество автопредприятий на таксомоторном рынке уменьшилось. За счёт того, что агрегаторы самостоятельно назначают стоимость услуг, оказываемых через их платформу (обычно, довольно низкую) — перевозчикам, которые несут все основные затраты приходится экономить на обслуживании своих машин, проведении техосмотров и предрейсовых медосмотров. Про инвестиции в рекламу собственного бренда уже говорить не приходится.

Получается, что о добросовестной конкуренции на российском рынке такси можно забыть?

Давайте попробуем оценить сложившуюся ситуацию на рынке с позиции базовых принципов конкурентного (антимонопольного) права.

Таблица_АМП

Анализ характеристик таксомоторной отрасли позволит нам определить к какому типу рыночных структур можно её отнести: к рынку совершенной конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии или чистой монополии.

Количество продавцов на рынке

Как уже было сказано раньше — количество организаций на таксомоторном рынке стремительно уменьшается. Несмотря на то что агрегаторы оказывают исключительно информационные услуги, им удаётся вытеснять с рынка таксомоторные автотранспортные предприятия.

Размер фирм

В основном это маленькие и средние таксомоторные предприятия, при этом есть тенденция к уменьшению их количества. А что касается конкретно агрегаторов — инвесторы и представители рынка уверены, что в ближайшие несколько лет на рынке такси стоит ждать консолидаций. Одно из таких слияний совсем недавно уже произошло с сервисами «Сатурн», «Везёт» и «Лидер». Объединённая компания, теперь работающая на рынке под брендом Fasten, несомненно, стала крупнейшей службой заказа такси по количеству ежедневных поездок. Дальнейшее укрупнение может пойти по сценарию китайской фирмы Didi Chuxing, которой, в конечном счёте, удалось победить в своей стране мировой бренд Uber путём создания подавляющего доминирования на рынке.

Количество покупателей

Потенциальных клиентов такси много. В последнее время популярность такси усилилась опять же не без помощи агрегаторов, которые сделали вызов такси проще, а стоимость самой поездки дешевле.

Специфика услуги

Такси можно отнести скорее к однородным услугам. Услуги, оказываемые различными компаниями такси, не являются идентичными во всех отношениях, но имеют сходные характеристики (используемые автомобили, расчёт стоимости поездки, различные виды дополнительных услуг). К тому же на данный момент одним из основополагающих критериев выбора компании такси для потребителя является стоимость, и если привычная компания такси резко поднимет цены — он, скорее всего, обратится к её конкуренту.

Контроль над ценами

Очевидно, что агрегаторы услуг такси контролируют цены. Несмотря на то что такие компании непосредственно не оказывают услуги перевозки и не несут сопутствующие этому затраты — все подключившиеся таксомоторные предприятия и отдельные водители оказывают услуги по назначенным ими ценам. Если же «партнёр» агрегатора не выполняет его условий, то его могут отключить от платформы, что, по сути, равнозначно приостановлению его деятельности.

Барьеры для входа на рынок

За счёт массированной рекламы, ценового демпинга и активного захвата новых рынков агрегаторами, новой компании выйти на рынок достаточно сложно, если только она не решит работать на платформе агрегаторов, однако тогда она потеряет бизнес-самостоятельность. Поэтому барьеры для входа на рынок такси в России можно назвать высокими.

Доступ к рыночной информации

Подключаясь к агрегаторам, таксопарк не имеет полного доступа к осуществляемым заказам — им неизвестны все контакты клиента, а ему, в свою очередь, не сообщается компания, которая его обслуживает.

Ценовая конкуренция

Цены на услуги агрегаторов отличаются минимально. Компании на рынке очень взаимосвязаны и как только одна из них снижает цены — другие поступают также. Поэтому ценовую конкуренцию в сфере такси можно назвать ограниченной.

Неценовая конкуренция

Такой вид конкуренции, бесспорно, присутствует — компании проводят массивные рекламные кампании, предоставляют клиентам скидки, предлагают новые, более удобные тарифы.

На основе проведенного анализа можно сделать основной вывод, что агрегаторы обладают существенными рыночными преимуществами перед другими компаниями, извлекая из своего положения дополнительный доход, что может в дальнейшем привести к нежелательным социально-экономическим последствиям и возможно к деформации рынка. Существующий тип рыночной структуры таксомоторного рынка имеет все признаки, свидетельствующие о несовершенной конкуренции, и больше всего отвечает условиям олигополии.

Выходит, что такой несложный анализ довольно быстро выявил все признаки несовершенной конкуренции, наличие которых должно приводить в действие необходимые механизмы соответствующих органов власти, однако этого не происходит.

Также отметим, что ещё в 2015 г. Федерация автовладельцев России (ФАР) направляла обращения в ФАС, Генпрокуратуру и Общественную палату с просьбой о проверке деятельности агрегаторов услуг такси (в частности, Uber, Gett и «Яндекс.Такси»). Однако дело о нарушении антимонопольного законодательства так и не было возбуждено — ФАС отказала ФАР, ссылаясь на то, что перечисленные фирмы не могут занимать доминирующее положение на таксомоторном рынке, так как оказывают лишь информационные услуги, связывая пассажиров и перевозчиков.

Удивительно, что при этом менее серьёзные нарушения антимонопольного законодательства на других рынках очень быстро приводят к возбуждению дел в отношении компаний. Почему в сфере такси не предпринимается никаких действий?

  • 24 Июня 2017
  • 1406
  • 0
Ермакова Ольга