- Главная
- Новости
- Инфраструктура
- Как победить пробки?
Платные дороги, воздушный экспресс-транспорт, беспилотники, Hyperloop — какое решение оптимально?
Проблему пробок по всему миру пытаются решить с разных сторон: математики строят сложные теоретические модели, инженеры — беспилотные автомобили, а городские власти — новые дороги и парковки (в том числе платные).
Руководитель лаборатории интеллектуальных транспортных систем Университета Иннополис Ярослав Александрович Холодов рассказал изданию «Хайтек» о различных методах регулирования городского транспорта и их эффективности.
Математическое моделирование
Метод, разработанный в Иннополисе, позволяет моделировать весь транспортный поток как специальную жидкость или газ. При этом подходе учёные используют усреднённые параметры транспортного потока: скорость, интенсивность и плотность.
Вытеснение частного транспорта
Одним из методов борьбы с заторами является введение платных участков дорог, платных парковок и стимуляция использования горожанами велосипедов. При использовании этого способа также может применяться математическое моделирование. В математическую модель могут быть включены все составляющие реальной дорожной обстановки и с помощью моделирования можно будет понять где и сколько нужно парковок, где проложить велосипедную дорожку, где построить новую дорожную развязку. Кроме того, специалисты могут рассчитать матрицу корреспонденции — построить на карте городской транспортной сети маршруты и определить количество людей, которые по ним проезжают в течение дня из одной точки в другую. Зная распределение этих транспортных потоков, можно понять, где узкое место, а где ситуация приближается к критической.
Развитие общественного транспорта
По мнению Холодова, общественный транспорт является замечательным способом борьбы с пробками. Однако чтобы пользователь пересел на общественный транспорт, его необходимо простимулировать на это: установить приемлемую цену, обеспечить минимальное время в пути и достойный уровень комфорта. В этом случае, если цена на парковочные места поднимется, перед поездкой в центр, человек по-новому рассмотрит вариант использования общественного транспорта.
Управление светофорами
Идея этого метода заключается в управлении транспортным потоком таким образом, чтобы он не превышал предельную пропускную способность дороги. Чтобы справиться с дорожной ситуацией на трудных участках, необходимо делать прогноз с учётом потенциальных ДТП, использовать информацию о загрузке дорог, — для этого необходимы специальные детекторы транспорта (они работают также, как камеры ГИБДД).
Ярослав Александрович отметил, что этот метод показал свою эффективность в ходе тестирования в Москве, Казани и Туле. В частности, было установлено, что движение на МКАД можно оптимизировать так, чтобы скорость на ней не падала ниже 60 км/ч. Но, к сожалению, внедрить этот механизм пока не удалось (взаимодействие с Центром организации дорожного движения наладить не получилось).
Воздушный транспорт
Один из обсуждаемых методов борьбы с пробками довольно радикален: а зачем строить дороги и регулировать движение по ним, если можно перейти на воздушный транспорт? Холодов же относится к этому методу скептически: он уверен, что воздушный транспорт в перспективе будет дорогим. К тому же, такой транспорт опасен для городской среды, ведь в случае аварии это будет настоящей катастрофой для города.
Беспилотный транспорт
Существенные прорывы в этой области уже произошли. К примеру, на территории штата Техас официально разрешено движение беспилотников по скоростным автострадам — а это 90% пути грузового автомобиля. Технологиями общественного автономного транспорта занимаются в Сколково, на КАМАЗе — там разрабатываются беспилотные электрические автобусы, которые будут ездить по определённому маршруту. Единственный барьер — законодательство. По мнению Холодова, если завтра законодательная база для беспилотных машин будет готова, то послезавтра они поедут.
Hyperloop
Новой технологией в транспорте является проект Илона Маска (Elon Reeve Musk) Hyperloop: в трубах над поверхностью земли в условиях разрежённого воздуха с небольшим интервалом и скоростью до 1220 км/ч. будут передвигаться пассажирские или грузовые капсулы. По мнению Ярослава Александровича Холодова, есть большие шансы, что этот проект будет работать.
Понравилась ли Вам статья?