Инфраструктура

Как победить пробки?

  • 14 Мая 2018
  • 407
  • 0
  • 00
Ермакова Ольга

Платные дороги, воздушный экспресс-транспорт, беспилотники, Hyperloop — какое решение оптимально?

Проблему пробок по всему миру пытаются решить с разных сторон: математики строят сложные теоретические модели, инженеры — беспилотные автомобили, а городские власти — новые дороги и парковки (в том числе платные).

Руководитель лаборатории интеллектуальных транспортных систем Университета Иннополис Ярослав Александрович Холодов рассказал изданию «Хайтек» о различных методах регулирования городского транспорта и их эффективности.

 

Математическое моделирование

Метод, разработанный в Иннополисе, позволяет моделировать весь транспортный поток как специальную жидкость или газ. При этом подходе учёные используют усреднённые параметры транспортного потока: скорость, интенсивность и плотность.

 

Вытеснение частного транспорта

Одним из методов борьбы с заторами является введение платных участков дорог, платных парковок и стимуляция использования горожанами велосипедов. При использовании этого способа также может применяться математическое моделирование. В математическую модель могут быть включены все составляющие реальной дорожной обстановки и с помощью моделирования можно будет понять где и сколько нужно парковок, где проложить велосипедную дорожку, где построить новую дорожную развязку. Кроме того, специалисты могут рассчитать матрицу корреспонденции — построить на карте городской транспортной сети маршруты и определить количество людей, которые по ним проезжают в течение дня из одной точки в другую. Зная распределение этих транспортных потоков, можно понять, где узкое место, а где ситуация приближается к критической.

 

Развитие общественного транспорта

По мнению Холодова, общественный транспорт является замечательным способом борьбы с пробками. Однако чтобы пользователь пересел на общественный транспорт, его необходимо простимулировать на это: установить приемлемую цену, обеспечить минимальное время в пути и достойный уровень комфорта. В этом случае, если цена на парковочные места поднимется, перед поездкой в центр, человек по-новому рассмотрит вариант использования общественного транспорта.

 

Управление светофорами

Идея этого метода заключается в управлении транспортным потоком таким образом, чтобы он не превышал предельную пропускную способность дороги. Чтобы справиться с дорожной ситуацией на трудных участках, необходимо делать прогноз с учётом потенциальных ДТП, использовать информацию о загрузке дорог, — для этого необходимы специальные детекторы транспорта (они работают также, как камеры ГИБДД).

Ярослав Александрович отметил, что этот метод показал свою эффективность в ходе тестирования в Москве, Казани и Туле. В частности, было установлено, что движение на МКАД можно оптимизировать так, чтобы скорость на ней не падала ниже 60 км/ч. Но, к сожалению, внедрить этот механизм пока не удалось (взаимодействие с Центром организации дорожного движения наладить не получилось).

 

Воздушный транспорт

Один из обсуждаемых методов борьбы с пробками довольно радикален: а зачем строить дороги и регулировать движение по ним, если можно перейти на воздушный транспорт? Холодов же относится к этому методу скептически: он уверен, что воздушный транспорт в перспективе будет дорогим. К тому же, такой транспорт опасен для городской среды, ведь в случае аварии это будет настоящей катастрофой для города.

 

Беспилотный транспорт

Существенные прорывы в этой области уже произошли. К примеру, на территории штата Техас официально разрешено движение беспилотников по скоростным автострадам — а это 90% пути грузового автомобиля. Технологиями общественного автономного транспорта занимаются в Сколково, на КАМАЗе — там разрабатываются беспилотные электрические автобусы, которые будут ездить по определённому маршруту. Единственный барьер — законодательство. По мнению Холодова, если завтра законодательная база для беспилотных машин будет готова, то послезавтра они поедут.

 

Hyperloop

Новой технологией в транспорте является проект Илона Маска (Elon Reeve Musk) Hyperloop: в трубах над поверхностью земли в условиях разрежённого воздуха с небольшим интервалом и скоростью до 1220 км/ч. будут передвигаться пассажирские или грузовые капсулы. По мнению Ярослава Александровича Холодова, есть большие шансы, что этот проект будет работать.


Понравилась ли Вам статья?

Нравится00
  • 14 Мая 2018
  • 407
  • 0
Ермакова Ольга