Инфраструктура

Нужен ли водителям автобусов экзамен по этике?

  • 21 Марта 2017
  • 565
  • 0
  • 00
Ермакова Ольга

Почему в РФ нет профессиональных водительских стандартов, и как их введение повлияет на стоимость услуг?

Разговоры о том, что нужно ввести дополнительные экзамены по этике для водителей автобусов не утихают, что указывает на низкую культуру коммерческих перевозок.

Водитель в России — одна из самых массовых профессий. В среднем в российском автопарке около 6,5 млн грузовых автомобилей, 981 тыс. автобусов и ещё примерно 1,5 млн такси. Водителями работают 20 млн человек. Другими словами, с людьми этой профессии мы сталкиваемся ежедневно. Зачастую в этой сфере возникают конфликты, которые впоследствии становятся резонансными. Например, за последнее время в СМИ попало сразу несколько случаев с высадкой детей из автобусов.

Президент Московского транспортного союза Юрий Юрьевич Свешников не поддерживает введение экзаменов по этике для водителей. Он уверен, что здесь необходим более глобальный подход — учреждение профессиональных стандартов водителя. Оказывается, что в 2014 году они даже были разработаны, откорректированы Минтрансом и переданы в Минтруд, но, к сожалению, их принятие так и не состоялось. В конечном счёте самая массовая профессия России осталась без стандартов.

Что собой представляют эти стандарты? В них описываются все профессиональные знания, умения, трудовые навыки, знание законодательства и т. д. Иначе говоря, всё, что должен знать и уметь водитель. Именно под эти профстандарты разрабатываются программы образования в автошколах, в автокомбинатах. А экзамены по этикету уже излишни, считает Юрий Юрьевич. Он также отметил, что если всё же дополнительные требования будут введены, то у компаний возникнут новые затраты — на обучение сотрудников. И эти траты перевозчики поспешат перевести на пассажиров, путём повышения тарифов на проезд.

По словам начальника управления интеллектуальных транспортных систем ИТ-компании «Техносерв» Артура Рахматулина, введение экзаменов по этике способно поднять качество водительского состава, но только в теории. На практике, реальное поведение водителей автобусов останется прежним. Более важными вопросами специалист считает прохождение водителями медосмотра перед каждым рейсом, обеспечение постоянной обратной связи от пассажиров, а также проведение регулярного контроля качества. Удачным примером реализации последнего направления Артур считает работу «Яндекс.Такси»: там организована ежедневная проверка случайно выбранного автомобиля — анализируется чистота машины, исправность ремней безопасности и кондиционера, состояние водителя, а также наличие необходимых документов.

Исполнительный директор транспортной компании Traft Артур Мурадович Мурадян уверен, что отрасль не готова к переменам и перед вводом каких-либо дополнительных требований необходимо вести систематическую работу по изменению сознания водителей.

Вопрос водительской этики, по мнению Артура Мурадовича, более глубокий, чем это принято считать. И связано это с психологическим восприятием в нашей стране самой по себе профессии «водитель». К примеру, в Европе любая законная работа воспринимается людьми как достойный заработок, тогда как в России работу принято делить на «хорошую» и «плохую» — в зависимости от уровня ручного труда в ней. Так сложилось, что профессия «водитель» попала в категорию сложной, физической работы, что нанесло отпечаток на отношение к её представителям со стороны общества.

Нередко неучтивое поведение изначально исходит от пассажиров, а водители, стараясь защититься, лишь усиливают конфликт. Решить проблему на этом уровне тяжело, но минимизировать её проявления нужно обязательно, считает эксперт. До кардинального изменения ситуации, может смениться несколько поколений.

Также Артур Мурадович считает, что позитивно повлиять на вопрос могла бы федеральная программа рейтингового премирования водителей. Рейтингом предусмотрен в онлайн-режиме сбор основных параметров, определяющих уровень этики и клиентского обслуживания (манера езды, запись разговоров водителя с пассажирами). На основании полученных оценок водители смогли бы получать бонус-надбавку к основному окладу, добавил Артур Мурадович.

Александр Дроздов, заместитель директора автомотошколы «Р-АВТО» также считает, что проблемы этики водителей отражают культуру общества. Он напомнил, что в современных программах обучения в автошколах уже включено изучение этических основ деятельности водителя. Более того, многие эксперты считают этот курс достаточным, при условии, конечно, что будущие водители отнесутся к процессу обучения добросовестно.

Понравилась ли Вам статья?

Нравится00
  • 21 Марта 2017
  • 565
  • 0
Ермакова Ольга