- Главная
- Новости
- Инфраструктура
- Пока не задавим серых маршрутчиков, порядка не будет
Городские власти и общественность обсудили новую транспортную схему Челябинска.
Новая транспортная схема Челябинска, разработанная институтом генплана и транспорта, во вторник, 27 декабря, прошла общественные обсуждения. Процедура – скорее, формальная, так как документ не требует общественного одобрения и будет принят в работу независимо от результатов обсуждения. Правда замглавы города Владимир Алейников уверяет, что все замечания будут рассмотрены и по возможности добавлены в схему.
«В этом году мы подошли к обновлению генплана и маршрутной сети Челябинска, – отметил Владимир Алейников. – Многое в городе поменялось, появились новые районы. Старые предприятия, например, ЧТЗ, сократили производство, они уже не нуждаются в таком транспортном обслуживании, как раньше. А где-то, наоборот, появились новые заводы – «Конар», «Метран», и теперь людей нужно доставлять к этим точкам. Для этого и разрабатывается новая схема».
Представитель разработчика Петр Телицын сразу оговорился, что по техническому заданию существующую маршрутную сеть разрешили изменить не больше чем на 20%, поэтому в целом проект кардинально не отличается от того, что горожане знают сейчас.
«В городе действуют 109 маршрутов, и 70% из них – это маршрутки, – сообщил эксперт. – За год весь транспорт перевозит 397 тыс. пассажиров. При этом в наших расчетах не участвовали нелегальные маршрутки, как как у управления транспорта просто нет этих данных. Важный аспект, который надо понимать: у нас город длинных маршрутов. Средняя дальность поездки – 6 километров, длина маршрутов – 30-40 километров. Отсюда идет дублирование и конфликт разных видов транспорта. Но радикально изменить схему мы не могли. Все нужно делать постепенно».
В качестве яркой точки, где маршруты дублируются, назвали улицу Свободы. Здесь в час мимо одной остановки проходит 204 машины. В среднем транспорт подходит к остановочному пункту каждые 17 секунд. Отсюда и возникает толкотня маршруток, гонки и драки.
Znak.com уже подробно рассказывал о маршрутной схеме: в том числе о том, как планируется развести совпадающие маршруты, построить ветку трамвая в сторону вокзала и создать выделенные линии для транспорта. Авторы новой сети предложили изменить философию транспорта. Сейчас электротранспорт перевозит только 20% челябинцев. После того, как будут приняты все изменения, соотношение должно измениться. Предполагается, что трамваи и троллейбусы будут возить уже 40% горожан. А такой вид транспорта, как маршрутка, просто исчезнет.
«С точки зрения нового закона, который действует с 2016 года, есть автобусы большой, средней и малой вместимости, – говорит Петр Телицын. – В последнюю категорию попадают и маршрутки и ПАЗики. Сейчас только официально их в городе порядка 1300. Это число должно сократиться до 420. Сокращение пройдет за счет того, что должно увеличиться количество электротранспорта: число троллейбусов вырастет со 155 до 213, а трамваев с 190 до 245. Кроме того, часть маршрутов будет переведена на автобусы средней вместимости».
Среди собравшихся было две категории горожан: активные пенсионеры и крепкие мужчины, в которых что-то незримое выдавало руководителей автотранспортных предприятий. Говорили в основном пенсионеры. И говорили о наболевшем: доехать до областной больницы стало сложно, добраться до дальнего городского поселка и вовсе невозможно. Крепкие мужчины в основном молчали, лишь усмехались после очередной реплики, что транспорт отдали на откуп частнику, а он его и угробил.
С конкретикой выступил эксперт по транспорту Яков Гуревич.
«Не очень понятно, за счет чего будет увеличиваться парк электротранспорта, – сообщил специалист. – В год покупаются единицы техники. На то, чтобы довести парк до оптимального значения, нужно 15 млрд рублей. Откуда возьмутся эти деньги? Непонятно. Что делать с нелегальными перевозчиками? По моим оценкам, они могут возить до половины пассажиров. Если их единовременно убрать, город встанет, никто никуда не поедет. Как их загонять в правовое русло? Схема ответа не дает».
Уже в кулуарах Владимир Алейников объяснил, как будет реализовываться на практике новая схема. До января будут внесены поправки, предложенные горожанам, затем схема начнет постепенно применяться.
«Все, что касается организации маршрутной сети, кому куда ехать, с какой периодичностью и т. д., все это будет включаться в работу уже в начале 2017 года. До сентября все должно заработать так, как описано в схеме. Все, что касается капитальных вложений, например, строительство трамвайной линии, может отложиться до 2018 года», – отметил чиновник.
Самое интересное должно произойти именно к сентябрю, так как к этому времени должны пройти конкурсы на новые маршруты. Через эту процедуру пройдут все перевозчики. Планируется, что 12 маршрутов будут ликвидированы, другие существенно изменятся. Какие-то компании захотят получить маршруты конкурентов, на какие-то маршруты будут приниматься только большие автобусы, а не ПАЗики и «Газельки», значит, надо покупать новую технику. Можно предположить, что процесс перезаключения договоров пойдет нервно.
«Это не наша прихоть, – говорит Владимир Алейников, – это федеральный закон, и мы его только исполняем. Что касается трат, которые могут понести компании… Ничего сказать не могу, потянут они это или нет. Сколько мы ни бились, они нам свою экономику не показывают. Я знаю, что выручка муниципального транспорта 1,5 млрд рублей в год. А какая выручка у частника – коммерческая тайна, поэтому я не знаю, сочувствовать им или нет».
По закону маршрутчики должны получить уведомление о том, что маршрут будет отменен за полгода, спустя еще три месяца должен состояться сам конкурс. По срокам все это должно случиться примерно к сентябрю. Есть у городской власти план, как победить нелегальных перевозчиков. По новому закону штраф на юрлицо за работу на маршруте без договора с администрацией – 300 тыс. рублей.
«У нас составлено уже более 70 протоколов, – говорит Алейников. – Пытаемся прижать компанию «Лимпопо», посмотрите на название, они просто издеваются. Но когда все суды пройдут, разговор будет другой. Важен не только штраф на юрлицо, а штраф на водителя. Когда водителей нелегальных маршруток начнут массово штрафовать за это, тогда они разбегутся от своих хозяев. Это 5000 рублей, четверть зарплаты. Только таким методом сможем победить нелегалов, и работа уже идет. Только очистив город от теневого транспорта, мы приведем в порядок муниципальные перевозки. Суперприбыльными мы их, конечно, не сделаем, но положение улучшится существенно».
Позитивно на новую транспортную схему смотрит и эксперт общественной палаты Челябинской области, член регионального совета «Опоры России» Андрей Бордягин.
«Сразу все проблемы транспорта не решить, – говорит он, – но новая схема дает возможность двигаться поступательно, там есть поле для развития. Например, видно, как поток людей сконцентрирован на отдельных участках. Например, на Молодогвардейцев, Комсомольском проспекте. Там можно делать пересадочные пункты, теплые помещения, где люди могут находиться в ожидании своего транспорта. И выделенные линии – тоже позитивная идея. У нас масса дорог, где есть лишние полосы, которые не востребованы автомобильным транспортом. Там можно пустить общественный транспорт и дать ему приоритет, что разгрузит город и ускорит движение».
Понравилась ли Вам статья?