Мнение эксперта

Мнение: рынок продаж автомобилей рухнул минимум в два раза

  • 31 Марта 2022
  • 2201
  • 0
  • 10

Российские автодилеры оценили продажи марта 2022 года.


Черный апрель пандемийного 2020 года может повториться в 2022-м — к такому выводу пришли опрошенные Forbes автодилеры. Продажи автомобилей американских, европейских и японских марок в марте практически встали из-за отсутствия новых поставок, а цены в автосалонах выросли в разы. Исключение составили лишь китайские автобренды: по мнению экспертов, за март они смогут увеличить свою долю на рынке до 30%

Продажи новых автомобилей в России по итогам марта 2022 года упадут в натуральном выражении минимум в два раза по сравнению с показателями февраля. Такой прогноз сделал руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков.

По данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России в феврале снизились на 4,8% (по сравнению с февралем 2021 года) и достигли 114 349 машин. Показатели за март АЕБ опубликует 6 апреля.

«Рынок ждет беспрецедентное падение продаж», — согласен Роман Ешкилев, эксперт маркетплейса «Банкавто» (цифровая платформа РГС Банка по покупке и продаже автомобилей).

По его мнению, причин тому несколько. Во-первых, сами дилеры, даже имея складские остатки по многим маркам, были не готовы их распродавать, не имея понимания, что будет с дальнейшими поставками от автопроизводителей.

«Автомобили европейских, японских и корейских брендов выставлены в шоурумах по заградительным ценам и с наценками от 30% до 70% от реальной розничной цены», — говорит Ешкилев.

Во-вторых,  на авторынке резко увеличились ставки по автокредитам, а некоторые банки прекратили их выдачи. Все это совокупно привело к критичному падению спроса, заключает эксперт.

Продажи встали

Насколько же сократились продажи у дилеров? «В марте продажи новых автомобилей упали на 60% в натуральном выражении», — рассказала генеральный директор крупнейшего российского автодилера «Рольф» Светлана Виноградова. Те же цифры приводит и Андрей Ольховский, генеральный директор ГК «Автодом»:

«В начале месяца наблюдался некоторый ажиотаж, когда на покупательское поведение влияли опасения, связанные с колебаниями курса доллара, но потом спрос резко снизился на общем негативном фоне».

Продажи новых автомобилей в марте резко затормозились, признают и в ГК «Авилон». На 42% меньше новых автомобилей, чем за февраль 2022 года, и на 16% меньше, чем за январь, удалось реализовать сети автосалонов Fresh Auto.

Основной причиной падения рынка дилеры называют заявления крупнейших автоконцернов о приостановке отгрузок машин. О приостановке производства на заводах в Калуге сообщили Volkswagen и Volvo, но об окончательном уходе с рынка эти компании не объявляли. Stellantis, которая владеет в Калуге заводом совместно с Mitsubishi, приостановила только экспорт и импорт машин. Под Санкт-Петербургом останавливали производство Hyunday, а также Nissan и Toyota. При этом в последней компании <заверяли, что не уходят из России, а в Hyundai объясняли остановку завода нехваткой запчастей из-за логистических перебоев.

«Обострение политической ситуации, остановки заводов из-за сбоя логистических цепочек и сокращение объемов выпуска автомобилей, нехватка полупроводников, экономические санкции —  все это привело к остановке пополнения дилерских складов», — поясняет Денис Мигаль.

«В целом сейчас на рынке ситуация близка к показателям черного апреля 2020 года, когда закрывались дилерские центры, останавливались заводы и не было понятно, как это надолго, — делится с Forbes топ-менеджер крупного дилера. — Сейчас такое же состояние — полной неопределенности. Сколько это продлится, зависит от того, как долго продлится спецоперация на Украине. Главное, чтобы не получилось так, что показатели этого неудачного марта мы через пару месяцев станем воспринимать как что-то еще очень даже неплохое. Пока новых поставок машин нет — и это факт. Складских запасов хватит на несколько месяцев».

По данным АЕБ, из-за коронавирусных ограничений в апреле 2020 года российский авторынок рухнул на 72,4%, а автодилеры смогли продать лишь 38 922 автомобиля. Падение стало крупнейшим за всю историю измерений АЕБ.

Цены в три раза

«Ситуация сложная. Машин мало. Дилеры не хотят расставаться с автомобилями и придерживают их, значительно поднимая цены, чтобы шоурумы не стояли пустыми», — рассуждает Сергей Целиков.

«Каждый участник цепочки от производства до продажи увеличил свою долю маржи, что в итоге привело к такому повышению цен. С начала года до конца марта новые автомобили подорожали от 50% до 100% и более. Причем рост цен был по всем маркам, даже по российским. Например, Lada при рекомендованной (производителем) цене 1,1 млн рублей для конечного клиента будет стоить чуть более 2 млн рублей. На легкий коммерческий транспорт цены также поднялись на 60-80%», — говорит Андрей Ольховский.

По словам топ-менеджера крупной сети автосалонов, только за март все премиум-марки взлетели в цене минимум в три раза.

«Трехлитровый дизельный кроссовер Х3 BMW в начале года стоил 3-4 млн рублей, теперь же — 15-16 млн рублей. А Х5 с 8-9 млн рублей вырос до 22 млн рублей», — рассказывает собеседник Forbes.

«Сами производители повысили рекомендованные цены на 40-60% в зависимости от бренда и модели, — сетует директор «Авилон Мерседес-Бенц» Ренат Тюктеев. —  Кроме того, перестали действовать все программы поддержек продаж. Тех запасов автомобилей, которыми сейчас обладают дилеры, хватит на интервал от двух до пяти месяцев торговли, в зависимости от объема бизнеса. Мы относим себя к крупнейшим игрокам рынка, удерживая лидерство в продажах новых автомобилей Mercedes-Benz. И, к примеру, наш стратегический запас моделей Mercedes-Maybach сейчас ограничен тем объемом, который мы обычно продаем за один месяц, — это около 25 машин, и этот запас заканчивается».

Немногим меньше выросли автомобили массмаркета.

«В среднем за последние 2,5 месяца такие автомобили подорожали на 18-50% в зависимости от марки. Например, Hyundai Solaris в январе можно было приобрести за 970 000 рублей, в марте — уже за 1 200 000 рублей. Kia Rio 2018 года с 1,4-литровым двигателем и коробкой «автомат» в январе стоила 899 000 рублей, в феврале — 999 000 рублей, в марте — 1 130 000 рублей. Примерно такой же разброс цен и по Skoda Rapid (двигатель 1,2 л, МКПП, 2015 год) — 644 000, 775 000 и 950 000 рублей соответственно», — отмечает Денис Мигаль.

«Чайна-марки» растут

По мнению экспертов «Банкавто», первые два месяца текущего года очень наглядно показали, как быстро российский авторынок могут захватывать представители Китая. В январе-феврале 2021-го топ-10 ведущих по объему продаж китайских брендов реализовали 10 700 новых машин (что соответствует доле рынка в 4,9%). За первые два месяца 2022-го количество проданных теми же брендами машин возросло до 20 200 (доля увеличилась почти до 10%).

Больше всех продает Haval (6700 автомобилей и 3,3% рынка по итогам января-февраля 2022 года). Chery нарастила объемы до 5700 машин (доля 2,8%), Geely — до 4100 (2%) и Exeed — до 1800 (0,9%), рост продаж у последних двух — в 2,3 и 8,6 раза соответственно. С начала марта небольшой перерыв в поставках был и у китайских брендов, комментирует Роман Ешкилев, но ситуация прояснилась достаточно быстро.

«В марте дилеры оперативно распродали остатки по старым ценам. И пусть их хватило ненадолго, но таким образом на фоне европейских, американских и японских брендов китайские смотрятся неплохо и по итогам марта вполне могут выйти в лидеры продаж с долей в 30% и более», — рассуждает он.

Однако заказы новых партий китайских автомобилей были сделаны дилерами в момент ажиотажа и подскочившего курса юаня, так что поступающие сегодня в шоурумы китайские машины будут продаваться  по ценам в полтора-два раза выше тех, что были в начале марта, предупреждает он.

Дилеры разошлись в оценке перспектив китайских брендов в России.

«Автопроизводители из КНР, конечно, не смогут быстро погасить дефицит и поставить в Россию требуемый объем автомобилей», — считает Андрей Ольховский.

Но, по его мнению, восточные партнеры как могут стараются увеличивать объемы поставок, потому что «для них это шанс занять свою долю рынка, который бывает только раз».

«Свято место пусто не бывает, и если производители известных брендов будут терять свои позиции на рынке, ниша будет занята другими. Процесс перераспределения рынка не быстрый, требует усилий капитального характера, у марок с Востока тоже есть ряд своих внутренних ограничений. Такая экспансия не может быть стремительной, и, конечно, о полном замещении потребностей рынка сейчас речи не идет», — предупреждает Ренат Тюктеев.

«Мы сейчас ведем переговоры [с рядом китайских производителей], но переговоры — это долгий процесс, и о новых брендах говорить пока еще рано», — говорит Светлана Виноградова.

Пока в портфеле «Рольфа» есть один китайский бренд — Chery (продается с конца 2021 года).

На территории России, по данным Автостата, сейчас работают 723 дилера китайских автопроизводителей, что составляет 22,5% от общего их количества.


Понравилась ли Вам статья?

Нравится10
  • 31 Марта 2022
  • 2201
  • 0