Мнение эксперта

Проблемы регулирования эксплуатации тахографов

  • 24 Октября 2019
  • 136
  • 0
  • 10

Как измениться действующий сейчас порядок тахографического контроля?


Что же, собственно, изменится с 1 ноября?

Сайт Тrans.ru уточняет, что из нормативно-правовых актов есть те, которые уже приняты, подписаны и точно (ну, с большой долей вероятности) вступят в силу, а есть те, наличие которых предполагается, но которые профильными ведомствами почему-то еще не подготовлены.

К чему точно нужно быть готовыми, так это к тому, что:

  1. с 1-го ноября физические лица, эксплуатирующие грузовые автомобили массой от 3,5 тонн, тоже должны будут в обязательном порядке оснащать свой транспорт тахографами (федеральный закон №386 от 30.10.2018 г.);

  2. с 1-го ноября за отсутствие тахографа и за несоблюдение временных норм управления автомобилем наказывать будут не только водителей, но и их работодателей — юридические лица и индивидуальных предпринимателей (федеральный закон №216 от 26.07.2019 г.);

  3. с 1-го ноября наличие тахографа и его работоспособность будут проверять во время техосмотра (Постановление Правительства РФ №1276 от 30.09.2019 г.).

Вместе с тем тот факт, что физические лица должны будут устанавливать тахографы, означает также, что они должны будут следовать и т.н. «режиму труда и отдыха» (иначе зачем тогда вообще нужен тахограф?).

Министерство транспорта еще в феврале подготовило соответствующие поправки в Правила дорожного движения, однако они до сих пор так и не приняты. А без них основания штрафовать физических лиц за отсутствие отдыха не будет.

Зачем нужны изменения ПДД?

Режим труда и отдыха для водителей действует и сейчас. Он регулируется Приказом Министерства транспорта №15 от 20.08.2004 г. Однако применяется только для водителей, «работающих по трудовому договору на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории РФ организациям».

То есть: для водителей, работающих на юридические лица или ИП.

Водители, никакими трудовыми договорами не связанные и перевозящие грузы на своем транспорте, придерживаться четкого графика управления автомобилем, по сути, не обязаны.

Если ПДД так и не будут изменены, эта обязанность у них не появится и после 1-го ноября.

Да, они должны будут установить тахограф. Тахограф будет записывать, сколько часов водитель ехал и сколько минут отдыхал. Однако штрафовать на основе этой информации не смогут.

Во-первых, потому, что вообще не будет понятно, что именно считается нарушением: временные нормы для водителей, не работающих на юридических лиц и ИП, пока нигде не прописаны. А во-вторых, потому, что раз нет понимания, что есть нарушение, не может быть и штрафа за него.

Прописать эти нормы, повторимся, как раз таки и должны в Правилах дорожного движения.

В ст. 20 закона «О безопасности дорожного движения» с 1-го ноября 2019-го года появится пункт, гласящий: «Физические лица, осуществляющие эксплуатацию грузовых автомобилей, разрешенная максимальная масса которых превышает 3 500 кг, … обязаны соблюдать нормы времени управления транспортным средством и отдыха, установленные Правилами дорожного движения РФ».

Что должно быть в ПДД и почему это еще не приняли?

Министерство транспорта в феврале уже представило проект Правил дорожного движения, содержащих нормы управления транспортным средством. Предполагается, что они (эти нормы) будут касаться всех водителей грузовых автомобилей массой от 3,5 тонн и автобусов вне зависимости даже от того, осуществляют они перевозки для личных или коммерческих нужд.

Так, беспрерывно управлять автомобилем можно будет максимум в течение 4,5 часов. После необходимо будет обязательно устроить 45-минутный отдых, который, правда, разрешат разделить на две части — на 15 и 30 минут.

В течение одних суток непосредственно находиться за рулем можно будет не дольше 9 часов (два раза за неделю это время будет позволено увеличить до 10 часов). Ежедневный отдых при этом должен быть не меньше 11 часов (три раза за неделю можно сократить до 9 часов).

Допустимое время вождения в течение недели — 56 часов (еженедельный отдых — 45 часов).

Предельное время управления автомобилем в течение двух недель — 90 часов.

Сейчас Постановление, содержащие все эти нормы, по словам председателя ассоциации «Рустахоконтроль» Геннадия Мирошина, уже находится на рассмотрении Правительства. Подписать документ Дмитрий Медведев должен до 1-го ноября с тем, чтобы аккурат с 1-го ноября он вступил в силу.

Почему Постановление до сих пор не принято (хотя, по-хорошему, произойти это должно было, как говорится, «еще вчера»)? Может, потому, что у Министерства экономического развития были замечания к документу.

В ведомстве, в частности, отмечали, что Правила дорожного движения, в принципе, не могут регулировать длительность управления автомобилем. Плюс, подчеркивали, что нынешний уровень развития придорожного сервиса в России таков, что даже добросовестный водитель, намеренный строго придерживаться режима труда и отдыха, из-за отсутствия стоянок и пр. не всегда может это делать.

Так, а тахограф с 1 ноября надо будет устанавливать?

Да. С 1-го ноября 2019-го года тахографами должны быть оснащены и грузовые автомобили массой от 3,5 тонн, принадлежащие физическим лицам.

То есть, по сути, с этого времени тахограф станет обязательным для всех зарегистрированных в России грузовиков тяжелее 3,5 тонн, за исключением тех, которые осуществляют международные перевозки: в них может быть установлено «контрольное устройство» по соглашению ЕСТР.

Получается, что сейчас установка тахографа не обязательна?

Обязательна, но только для определенной категории лиц — для юридических лиц и ИП.

Ст. 20 закона «О безопасности дорожного движения» говорит о том, что оснащать свои транспортные средства тахографами должны только юридические лица и ИП. К физическим лицам, имеющим в собственности грузовые автомобили, такие требования пока не предъявляются.

То же самое повторяет и Приказ Министерства транспорта №273 от 21.08.2013, который диктует, какие именно автомобили и к какому сроку необходимо перевести на тахографы с блоком СКЗИ.

Во втором пункте Приказа четко очерчивается, что требование об установке тахографов распространяется на «юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории РФ деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств при перевозках пассажиров и грузов, независимо от того, являются ли они собственниками транспортных средств или используют их на ином законном основании».

То есть: грузовики, зарегистрированные на юридических лиц и ИП, должны быть оснащены тахографами. Грузовики, взятые юридическими лицами и ИП в аренду и пр. у физических лиц, — тоже.

А вот грузовик, зарегистрированный на физическое лицо, если такое лицо, перевозя грузы на своем автомобиле, не связано при этом трудовыми отношениями с транспортной компанией/перевозчиком-ИП, от обязанности иметь тахограф пока освобожден (вот ссылка на соответствующее Постановление Верховного Суда РФ).

И это логично: поскольку такой водитель не связан трудовыми отношениями, у него не возникает обязанность соблюдать режим труда и отдыха, а следовательно, и отпадает необходимость устанавливать тахограф, который как раз таки для регистрации режима труда и отдыха и предназначен.

Однако на фоне того, что больше половины грузовиков в России сейчас зарегистрированы на физических лиц, это — та самая лазейка, которую в Правительстве и собираются прикрыть.

Хотя, конечно, официальная цель нововведений звучит как «повышение уровня безопасности дорожного движения».

А для физических лиц тоже требуется тахограф с блоком СКЗИ?

Да, физические лица тоже должны будут устанавливать не просто тахограф, а тахограф СКЗИ.

Закон, который вступит в силу с 1-го ноября 2019-го года, четко указывает, что в случае с транспортом физических лиц к тахографам предъявляются такие же требования, как и к тахографам в автомобилях юридических лиц и ИП. А для последних действуют Приказы Министерства транспорта №273 от 21.08.2013 г. и №36 от 13.02.2013 г., которые регламентируют именно установку тахографов СКЗИ.

А могут ли установку тахографов для физических лиц отложить?

Такая вероятность на самом деле есть.

Тем более что Министерство транспорта до сих не приняло изменения в выше указанные Приказы, а без них порядок по-прежнему будет касаться только юридических лиц и ИП.

Иными словами, получится абсурд, когда закон будет говорить, что физическим собственникам грузовиков тахограф следует устанавливать в соответствии с такими-то требованиями, в то время как эти требования будут указывать, что порядок оснащения устройства применяется исключительно к юридическим лицам и ИП.

Впрочем, поправки в Приказы №273 и №36, которые должны вступить с 1-го ноября, к этому времени еще могут успеть принять. Проект изменений Министерство транспорта ранее уже представляло.

Вот только у Министерства экономического развития к нему тоже были претензии.

В отзыве на проект ведомство, кстати, указало на необходимость ввести для физических лиц переходный период:

  • для владельцев грузовиков от 12 тонн — до 1-го июня 2020-го года;
  • для владельцев грузовиков массой от 3,5 до 12 тонн — до 1-го июня 2021-го года.

То есть: вполне может быть так, что сам закон с 1-го ноября вступит в силу, но в Приказе №273 пропишут переходные периоды.

А они действительно нужны. Хотя бы потому, что сейчас физическое лицо не может получить карту предприятия для тахографа СКЗИ (ему выдадут только карту водителя).

Плюс, Приказ №36 предписывает, что именно транспортные предприятия (юридические лица и ИП) «осуществляют работы по установке, проверке, техническому обслуживанию и ремонту» тахографов и обеспечивают хранение блока СКЗИ.

И блок СКЗИ активируется (по ссылке — инструкция) именно на компанию, которая непосредственно осуществляет коммерческую деятельность.

В общем, без переходного периода физические лица заранее не могут подготовиться к 1-му ноября (активировать, установить и пр. тахограф), а это значит, что с 1-го ноября в мастерские будут очереди, а у контролирующих органов — неограниченные возможности для штрафов.

А с 1 ноября штрафы за отсутствие тахографа вырастут?

Да, для водителя (= физического лица) штрафы увеличатся с 1-3 тыс. до 3-5 тыс. рублей. Для должностного лица поднимется только нижняя граница: если теперь его могут наказать на сумму от 5 тыс. до 10 тыс. рублей, то с 1-го ноября — на сумму от 7 тыс. до 10 тыс. рублей.

Однако дело не только в увеличенных штрафах, но и в том, что они будут взыскиваться с юридических лиц и ИП, в то время как на данный момент таковые от ответственности за отсутствие тахографа и пр. освобождены.

С 1-го ноября индивидуального предпринимателя по ст. 11.23 КоАП смогут оштрафовать на 15-25 тыс. рублей, юридическое лицо — на 20-50 тыс. рублей.

А штрафовать будут просто за отсутствие тахографа или за отсутствие тахографа СКЗИ?

Из-за того что в новой редакции ст. 11.23 КоАП исчезнет буквальная формулировка «управление транспортным средством … с несоответствующим установленным требованиям тахографом», у некоторых представителей отрасли возникло предположение, будто штрафовать будут просто за отсутствие тахографа, а не тахографа с блоком СКЗИ.

Однако на самом деле в новой версии статьи будет положение, которое звучит следующим образом: «Управление транспортным средством … с нарушением установленных нормативными правовыми актами РФ требований к использованию тахографа». А к этим нормативно-правовым актам как раз таки относятся уже не раз упомянутые Приказы №273 и №36, посвященные аккурат тахографам СКЗИ.

Исключение составят разве что грузовые автомобили, работающие в международном сообщении: в них стоят контрольные устройства по ЕСТР.

За что еще будут штрафовать с 1 ноября?

За то, за что штрафуют и сейчас, — за несоблюдение режима труда и отдыха.

Но (что крайне важно!) на данный момент за такое нарушение наказывают только водителя, причем водителя, работающего на юридическое лицо или ИП. С 1-го ноября взыскание ждет и тех, кто перевозит грузы для себя, а также должностных лиц, юридических лиц и ИП:

  • должностных лиц — на 7-10 тыс. рублей;
  • индивидуальных предпринимателей — на 15-25 тыс. рублей;
  • юридических лиц — на 20-50 тыс. рублей.

Для водителя при этом штрафные границы сузятся: с нынешних 1-3 тыс. рублей до 1,5-2 тыс. рублей.

Что еще следует отметить, что штрафовать на самом деле будут не только за нарушение установленного режима труда и отдыха, но и за несоблюдение установленных норм времени управления транспортным средством и отдыха.

Что это значит? То, что водители, работающие на юридические лица или ИП, должны будут, как и прежде, придерживаться действующего режима труда и отдыха, а водители, осуществляющие перевозки, скажем так, для себя, — Правил дорожного движения, куда эти временные нормы, правда, еще не внесли (читаем выше).

А что там за нововведения с техосмотром?

С 1-го ноября 2019-го года наличие тахографа, его исправность, работоспособность и пр. будут проверять при проведении технического осмотра транспортного средства.

То есть: при отсутствии тахографа, при наличии тахографа, не соответствующего требованиям, при неисправном тахографе и т.п. владелец автомобиля диагностическую карту не получит.

Напомним, что с 27-го июля 2020-го года ему в таком случае будет грозить еще и штраф за непрохождение техосмотра — 2 тыс. рублей.

Тахограф будут проверять во всех автомобилях, где он должен быть по закону. А это значит, что в равной степени его будут требовать как с собственников, относящихся к юридическим лицам и ИП, так и с тех, кто является просто физическим лицом.

Или все-таки это требование будет касаться только тех, кто осуществляет международные перевозки?

Нет, проверять тахограф будут у всех, кто должен его установить. Неважно: ездит автомобиль исключительно по территории России или в международном сообщении.

Единственное: в последнем случае речь идет о контрольном устройстве ЕСТР.

Заметим: когда стало известно о том, что принято Постановление, обязывающее проверять тахограф при техосмотре, некоторые СМИ указали, будто новый порядок коснется только международных перевозчиков. Однако это не так.

В документе четко оговаривается, что он действует «в случае, если транспортное средство подлежит оснащению тахографом в соответствии с требованием законодательства РФ или контрольным устройством в соответствии с требованиями … ЕСТР».

Подчеркнем: отсылка к требованиям законодательства РФ означает, что тахограф должен быть с блоком СКЗИ.

Источник:
    trans.ru

Понравилась ли Вам статья?

Нравится10
  • 24 Октября 2019
  • 136
  • 0