Мнение эксперта

Российский менталитет мешает развитию каршеринга

  • 08 Февраля 2020
  • 644
  • 0
  • 10

Россия сегодня относится к числу наиболее динамично развивающихся стран мира с точки зрения распространения системы каршеринга.


Москва стала недавно № 1 в мире по количеству машин каршеринга. С одной стороны, это радует – у москвичей появился выбор, а число поездок на личных автомобилях в центр при этом значительно сократилось. С другой стороны, появляются и сопутствующие проблемы, на которые не стоит закрывать глаза.

На минутку за руль

Согласно словарю, «каршеринг» – это всего лишь один из видов краткосрочной аренды автомобиля. Причем срок аренды может составлять от 1 минуты, чего, конечно же, не бывает в обычном прокате, где транспорт берут на несколько дней. А если надо всего лишь доехать из одного района города в другой? Из офиса в аэропорт? Или довезти покупки от магазина до дома? Это выход из ситуации!

Появление и развитие краткосрочной аренды связано с повсеместным распространением интернета и смартфонов. Ведь для того чтобы арендовать автомобиль по договору каршеринга, не обязательно приезжать в офис и подписывать там бумаги; все это делается заранее, онлайн, через интернет. А машина берется из числа припаркованных рядом автомобилей; их надо искать через приложение, установленное в смартфоне. Словом, каршеринг гармонично сочетает в себе преимущества личного автомобиля, при том, что не надо беспокоиться о его обслуживании, заправке топливом и оплате стоянки. Так что в целом ряде случаев каршеринг удобнее общественного транспорта и при этом обходится дешевле такси.

Кстати, впервые программу каршеринга попытались реализовать в 1948 году в Цюрихе. Но, видимо, еще не пришло время, и проект вскоре закрылся. В последующие полвека каршеринг-сервисы открывались в разных странах Европы и Америки, но тоже без особых успехов.

Новейшая история каршеринга начинается с 2000 года, когда одновременно были созданы две крупные компании, процветающие и сегодня, – ZipCar в США и City Car Club в Великобритании. Каршеринг ZipCar (это «дочка» Avis Budget Group) сейчас – один из крупнейших сервисов поминутной аренды в мире. В его базе зарегистрировано более миллиона пользователей по всему миру, которые могут взять автомобиль в одном из 500 с лишним городов США и Европы.

История каршеринга в России начинается в 2013 году, когда в Москве появилась компания AnyTime, а в Санкт-Петербурге – Street Car. Но, видимо, рынок еще не был готов принять новую услугу, и вообще о возможности арендовать автомобиль на несколько минут мало кто знал. А первоначальные затраты на запуск каршеринга были немаленькими… В результате судьба первооткрывателей нового направления бизнеса сложилась не слишком удачно: уже в декабре 2015 года Street Car объявил о приостановке своей деятельности, а AnyTime был продан новому владельцу в 2019 году.

Но зато тем, кто вышел на рынок позже, было гораздо проще. Тем более что столичные власти всерьез увлеклись идеей пересадить москвичей с личных автомобилей на арендованные и тем самым сократить число машин на дорогах города. Они предлагают компаниям-операторам интересные условия работы, а пользователям – главную льготу: бесплатную парковку. В итоге сегодня в России работает более 20 операторов каршеринга в 15 городах – от Калининграда до Краснодара. Охвачено даже два сибирских мегаполиса – Новосибирск и Красноярск.

Но львиная доля машин, конечно же, сосредоточена в Москве. И дело даже не в том, что в столице проживает больше всего потенциальных пользователей. Главная причина – именно в Москве уже создана действующая система платных парковок, и это – основной стимул для многих воспользоваться именно авто из каршеринга.

«Я всегда найду место, чтобы по окончании поездки бесплатно припарковать его, в том числе в центре, в аэропорту» – примерно так рассуждает типичный пользователь.

В любом другом городе страны, в том числе самом «пробочном», у владельца личного авто есть шанс найти бесплатную парковку, и это главное сдерживающее условие для развития каршеринга по России. Но это, конечно, временно…

Летом 2017 года в столичном каршеринге стали появляться премиальные автомобили. Компания YouDrive предложила своим клиентам в аренду лимузины Mercedes и BMW. Сейчас в парках многих московских операторов есть престижные автомобили и других марок – Chevrolet, RangeRover, Genesis и т. д. Но предоставляются они, как правило, только проверенным, надежным клиентам в возрасте от 25 лет, со стажем не менее 5 лет. При этом, понятное дело, стоимость минуты аренды машин премиум-класса в 2–5 раз выше, чем бюджетных авто.

Проще не придумать

По-прежнему, чтобы стать клиентом компании–оператора каршеринга, никуда ехать не надо: достаточно зарегистрироваться в сервисе и скачать мобильное приложение для смартфона. Для регистрации надо сфотографировать документы (права и паспорт) и себя на их фоне, отправить по электронной почте снимки… и ждать решения. Если вы проверенный клиент одной или нескольких компаний, одобрение может прийти уже через несколько минут. Для новичков процедура может затянуться на день-два: это время необходимо службе безопасности, чтобы детально проверить будущего клиента по разным базам данных.

Ну а дальше все просто: с помощью приложения на карте надо найти поблизости свободный автомобиль и забронировать его. Обычно есть 20 минут, чтобы добраться до машины. Далее автоматически включается тариф «Парковка». Тариф «Аренда» действует с момента отключения сигнализации автомобиля. Открыть двери можно или с помощью того же мобильного приложения, или с помощью смарт-карты (ее выдают в офисе каршеринговой компании, если вы решите зарегистрироваться лично). Плата за аренду автомобиля автоматически списывается с банковской карты после завершения аренды. Таким образом, общение с сотрудниками компании сведено к минимуму. Но если возникают проблемы, всегда можно связаться с операторами по телефону или через приложение. В общем, все очень просто.

Не свое – не жалко

А теперь о «побочных» проблемах; некоторые из них, возможно, станут серьезной преградой на пути распространения каршеринга по стране. И во многом они вытекают… из нашего общего советского прошлого. Увы, за годы Советской власти у некоторых граждан почему-то развилось гипертрофированное неуважение к чужой собственности. Вот неполная статистика краж из автомобилей столичной компании BelkaCar за 2018 год (тогда в ее парке было около 4 тыс. автомобилей). Пользователи после завершения сеанса прихватили с собой 97 резиновых ковриков, 146 аккумуляторов, 9 магнитол, 7 рулей, 14 передних сидений и один задний диван, 2 тысячи щеток для очистки от снега и скребков и 18 тыс. (!) литров незамерзайки. Это не считая нескольких неудачных попыток угона каршеринговых машин. Да, удивительные у нас люди… Неужели не понимают, что воришку из числа арендаторов вычислить не просто, а очень просто!..

Но по-настоящему серьезной видится другая проблема. Специалисты компании UBI Technologies, предлагающей решения в области телематики, по заказу четырех каршеринговых фирм проводили исследования – как меняется стиль управления. На автомобили установили телематическое оборудование, оценивающее (по стобалльной системе) стиль вождения водителя. При оценке учитываются резкие ускорения, торможения, повороты, перестроения, превышения скорости, а также типы дорог, время суток и другие параметры.

В нескольких случаях была возможность сравнить стиль поведения за рулем своей машины и арендованной. При том, что у многих водителей при управлении личным автомобилем рейтинг был 85 и выше (это очень хорошо, такой водитель считается очень аккуратным и безаварийным), средний рейтинг при управлении машиной каршеринга составлял… не более 10.

Руководитель UBI Technologies Игорь Хереш говорит, что при опросе пользователи заявляли:

«Я плачу за каждую минуту, поэтому вынужден экономить время; мне все равно, что будет с машиной дальше, поэтому и не притормаживаю перед лежачим полицейским» и т. д.

Причем не играло большой роли, какой автомобиль эксплуатировался – бюджетный или престижный; наоборот, дорогую, мощную машину часто пытались испытать во всех крайних режимах, на всю катушку. В результате, по данным компаний-операторов, тормозные колодки у них служат в 3 раза меньше, чем в личном авто… Это о многом говорит.

Пока сложно сказать, насколько такой стиль вождения влияет на уровень аварийности, – история у каршеринга в России слишком короткая. По данным ГУ ГИБДД МВД РФ, за 9 месяцев 2019 года в стране было зарегистрировано 116 908 ДТП. Из них 374 произошли с участием машин каршеринга; погибли 18, и получили ранения различной степени тяжести 504 человека. В среднем по стране на долю каршеринга приходится 0,003% всех аварий.

Ничтожная цифра! Но при этом надо понимать, что всего в России зарегистрировано более 60,5 млн автомобилей и 40 тыс. из них «служат» в каршеринге, причем 30 тыс. – в Москве. А парк столицы и Подмосковья – больше 7,2 млн авто; ежедневно на дороги столичного региона выезжают порядка 3 млн автомашин. Так что доля каршеринга в числе совершенных ДТП мизерна.

Но я попытался сравнить цифры аварийности в целом с теми, что приходятся на долю каршеринга, и пришел к выводу, что арендованный автомобиль попадает в аварию (по формальным признакам) в 4–5 раз чаще, чем личный. Но при этом нужно учесть еще один важный момент. Авто из каршеринга используются почти круглосуточно; компании не заинтересованы в том, чтобы машина по какой-то причине простаивала! Она должна зарабатывать деньги, ведь ее век недолог (в среднем такой автомобиль служит 1,5–2 года).

Каждый каршеринговый автомобиль, по оценкам экспертов, заменяет 8 личных авто, так как используется для поездок 8–10 раз в день (средняя продолжительность поездки – 40 минут). И если учитывать эти условия, каршеринг попадает в аварии приблизительно с той же частотой, что и обычные автомобили.

То есть ездим мы на арендованной машине очень рискованно, но в аварии попадаем редко, и это успокаивает. Настоящих буйных мало, как писал поэт… При этом масштаб использования фейковых аккаунтов (это когда за руль каршерингового автомобиля садится человек, купивший фальшивый аккаунт на черном рынке) несколько преувеличен, считают эксперты. Каждый подобный случай становится достоянием общества и потом активно обсуждается в СМИ, но на самом деле случается подобное не слишком часто.

По результатам рейда ГИБДД в Москве, который проходил в конце 2019 года, из более чем 9 тыс. проверенных автомобилей имели проблемы с документами только 60. Причем в числе этих 60 – водители, лишенные прав (или с липовыми правами), а также люди, которые взяли авто в аренду по чужим данным. То есть процент «чужаков» небольшой – всего 0,67%. Но очень опасный… Скорее всего, каждый из этих 60 человек имел повод скрывать свое настоящее лицо – собирается погонять, подрифтовать или просто был пьян. То есть эти 0,67% реально очень опасны на дороге.

Куда поедем?

Понятно, что сфера кратковременной аренды будет однозначно расширяться. Так, по прогнозу Global Market Insights, мировой рынок каршеринга вырастет с $1,5 млрд в 2017 году до $12 млрд в 2024 году, а число компаний за тот же период увеличится еще на треть. Думаю, в Москве через год будут в доступе уже не 30 тыс. машин, а 40 тыс. В Главном управлении ГИБДД считают, что пока отсутствует должная проверка обоснованности допуска граждан к управлению такими ТС. С точки зрения Госавтоинспекции, «это может стать одной из проблемных зон, что в перспективе может оказать (если заранее не принять превентивных мер) негативное влияние на состояние безопасности пассажирских перевозок в крупных городах». Правда, никаких конкретных предложений пока нет.

Кстати, в городах Китая допуск к управлению автомобилями каршеринга получить не так просто, как у нас. Потребуется лично явиться в специальную организацию при департаменте транспорта и пройти двухчасовой курс обучения правилам, внимательно ознакомиться со всеми правами и обязанностями при аренде. (Что, между прочим, совсем нелишне: большинство наших пользователей подписывают договор, не читая, а потом удивляются…) За это время сотрудники службы безопасности внимательно изучают и проверяют все предоставленные кандидатом документы. По окончании он получает специальную карточку–допуск к машинам каршеринга.

В США ZipCar работает по принципу закрытого клуба: при вступлении нужна регистрация, выдается членская карточка… Членство в клубе платное: 7 долларов в месяц (или 70 долларов в год). В Европе стоимость пользования каршерингом в 2–3 раза выше, чем у нас (говорят, намеренно: чтобы отсечь ненужных, малообеспеченных клиентов). Кроме того, работает система рейтингов: аккуратный, законопослушный водитель платит меньше, чем тот, за которым числятся нарушения правил.

Видимо, по такому пути пойдут каршеринговые компании и у нас, когда закончится «количественный» этап развития. Чтобы в списках клиентов компаний остались лишь «качественные» водители, придется лучше работать службам безопасности (особенно при оформлении новых пользователей), а также вводить систему рейтингов для клиентов. И стимулировать их, если они водят аккуратно, – предоставлять различные бонусы и скидки. Если ведут себя за рулем безобразно – повышать стоимость пользования или вовсе не допускать до управления «общим» автомобилем.

Еще два прогноза. Мой: в ближайшее время у нас в каршеринге появятся мотоциклы. А что? Грузовички и микроавтобусы еще есть… И прогноз от профессора Высшей школы экономики Михаила Блинкина: система автономного вождения для начала появится именно в каршеринге. Арендованный автомобиль будет подъезжать к заказчику самостоятельно. Неспешно и строго по правилам преодолев последние несколько сотен метров.

Но сначала нам придется каким-то образом прививать уважение к этой самой общей собственности.


Понравилась ли Вам статья?

Нравится10
  • 08 Февраля 2020
  • 644
  • 0