- Главная
- Новости
- Происшествия
- Интервью на радио "Эхо Москвы". Такси: водители и сервисы
Ведущие: Александр Плющев, Сергей Оселедько
А. Плющев
― Московское время 22 часа 10 минут, добрый вечер, вы слушаете радиостанцию «Эхо Москвы». Это программа «Точка», меня зовут Александр Плющев, здесь же Сергей Оселедько.
С. Оселедько
― Добрый вечер.
А. Плющев
― Добрый вечер. Целую неделю, надо сказать – ну, не целую, дня три последних, четыре – говорили о такси, о забастовке по Москве, по стране. И виной этому всему интернет-сервисы вроде бы, как говорилось. Кому как не нам, программе, посвященной интернету и прочим высоким технологиям, со стороны интернета эту проблему сегодня рассмотреть. Целых три интернет-сервиса, которые занимаются услугами такси так или иначе, каждый по-разному, у нас здесь в студии. Точнее, три представителя интернет-сервисов. Тигран Худавердян, руководитель мобильных продуктов Яндекса. Добрый вечер.
Т. Худавердян
― Добрый.
А. Плющев
― Виталий Крылов, глава российского офиса Get Taxi. Добрый вечер.
В. Крылов
― Здравствуйте.
А. Плющев
― Ну, и Wheely у нас представляет операционный директор Ольга Королёва. Добрый вечер.
О. Королева
― Здравствуйте.
А. Плющев
― Отлично. Значит, как вы почувствовали на себе забастовку таксистов? У вас были какие-то провалы, заказы стояли в очереди? Что случилось на этой неделе?
Т. Худавердян
― Мы весь день давали комментарии по этому вопросу. Это
самое страшное, что с нами случилось. Но если говорить по существу, то, с одной
стороны, у нас такой самый главный график – это сколько машин на линии сейчас
находится. Вот. Там, в рамках погрешности изменений не было. То есть, было на
50 машин меньше, на 50 машин больше от такого же показателя на неделю тому
назад, например. Вот. Но это с одной стороны.
Если говорить по существу, у как бы вот этой инициативной
группы есть некие пожелания, ну, и вообще на самом деле в целом пожелания,
которые были высказаны, можно назвать их требованиями, в разной степени
обсуждаются постоянно. Все это такие вопросы, которые мы обсуждаем практически
на каждой встрече с нашими партнерам. В общем, для нас это все было не ново, мы
понимаем. И, более того, по многим из этих вопросов постоянно ведется какая-то
работа, то есть, каждый день лучше, чем вчера.
А. Плющев
― Мне-то показалось, что как раз – прошу прощения у других сервисов – что как раз это с вами больше всего связано, с Яндексом.
Т. Худавердян
― Потому что мы самые большие, мы лидеры.
А. Плющев
― Даже не из-за этого. Но не так давно, например, вы фактически установили потолок тарифов и фактически их унифицировали, тарифы. Я раньше, помнишь, тебе же, мы несколько раз встречались в этой студии, и тебе же высказывал, что я силюсь среди нескольких десятков сервисов, с которыми вы работаете, в смысле, компаний такси, выбрать те, которые мне подходят по тарифам и так далее. А ты мне сказал: ты не парься, в следующем обновлении будет практически единый тариф. И я перестал париться, ты знаешь, он действительно практически единый, только теперь таксисты угрожают забастовкой. Связаны ли эти вопросы или нет?
Т. Худавердян
― Я думаю, что единый тариф, ну, или ограничение тарифа сверху, по сути, да – это то, что является необходимым для людей, для пассажиров. И, конечно, если на заре развития мы старались собирать вот тот рынок, который есть, по клочьям, как-то создавать новый сервис, то, ну, вот ты пример такого пассажира, которому это было очень неудобно. Приходилось выбирать из десятков, из сотни таксопарков те, которые были подешевле, получше. И это, конечно, не для людей. Вот. Поэтому совершенно точно это необходимая мера, и это стандарт во всех крупнейших городах мира, тарифы более-менее унифицированы. И это важно.
А. Плющев
― Я бы хотел попросить присоединиться к нашей беседе не
только тех, кто здесь в студии находится – я сейчас и вам передам слово
обязательно – но и наших слушателей. Слушателей и тех, кто работает в такси,
например. Значит, если вы работаете в такси, работаете с одним из сегодняшних
сервисов, с одним из сегодняшних гостей… напомню, у нас здесь Яндекс Такси, Get
Taxi и Wheely. Вот. Позвоните нам вот по поводу этой забастовки. Ну, и не
только. Довольны ли вы, условно говоря, этим сотрудничеством, или они из вас
пьют соки, последние жилы вынимают, что там, я не знаю, происходит у вас.
Или,
наоборот, они вам дают работу, загружают вас, как могут, вы деретесь за заказы.
Как-то проясните нам. Потому что одно дело то, что говорит сейчас Тигран и
другие гости. Другое дело то, что говорит ваш профсоюз. И третье – то, что
говорите вы сами там на земле. Позвоните: +7 (495) 363-36-59. В ходе эфира мы
примем пару звонков. Если я долго не беру трубку, это не значит, что я
передумал, просто в какую-то паузу мы вас возьмем, продолжайте звонить, если вы
работаете таксистом. Я, кстати, уже вижу звонки. Но пока сейчас двум другим
гостям дадим высказаться. Вы на себе почувствовали эту забастовку?
В. Крылов
― На самом деле мы не почувствовали изменения количества машин, и, наверное, это потому, что мы не агрегатор. Get Taxi, мы считаем себя полноценным сервисом, который не просто соединяет водителя с пассажиром, а который предоставляет целую линейку вещей, которые необходимы для пассажира и для водителя. Во-первых, это колл-центр 24/7, куда звонит и водитель, и пассажир. И интересный факт: сейчас более 90% звонков – это водители, которым мы помогаем.
А. Плющев
― Защитить их от пассажиров?
В. Крылов
― Ну, у водителя в момент выполнения заказа возникает ряд вопросов, ну, это нормально.
А. Плющев
― Я понимаю.
В. Крылов
― Второе. Мы работаем как с частными, так и с корпоративными клиентами. Мы делаем сервис для них, и для тех, и для других. Собственно, это целый технологический продукт, который, ну, сложно назвать агрегатором. Может быть, именно поэтому наши водители по-другому реагируют на то, что происходит, и им нравится работать с нами, они выходят на линию более охотно.
А. Плющев
― Wheely-то вообще работает в другом даже немножко сегменте – в бизнес-классе.
О. Королева
― Да, мы работаем в бизнес, VIP, и как бы этот сегмент, мы сами его построили в Москве. Поэтому, опять же, присоединюсь к коллегам, никакой забастовки по выходу автомобилей на линию, по нахождению автомобилей на линии в течение дня мы совершенно не заметили. Был очень большой всплеск заказов от клиентов. Слава богу, все вывезли, всем помогли…
А. Плющев
― А почему был всплеск заказов-то?
О. Королева
― Праздник. 14 февраля.
А. Плющев
― 14 февраля.
О. Королева
― Конечно. Красивая машина, красивый ресторан, красивая женщина.
А. Плющев
― Что еще надо для полного счастья?
О. Королева
― Да конечно.
А. Плющев
― Я прошу всех присутствующих в студии надеть наушники, мы принимаем телефонный звонок. Я просил звонить тех, кто работает в такси сам и пользуется вот услугами сервисов. Алло, добрый вечер.
Слушатель1
― Алло, добрый вечер, меня Михаил зовут, Москва.
А. Плющев
― Да, Михаил.
Слушатель1
― Работаю с Яндексом Такси уже почти с первых дней.
А. Плющев
― Вот невзирая на лица, скажите все, что вы думаете по этому поводу.
Слушатель1
― Ну, как только появилось, особо все не верили, а сейчас скажу – ну, это бомба просто. Ребят, холостого пробега ноль. Это вот не реклама, ничего. Из всего, что есть, вот все перебрал, и сейчас потихоньку-потихоньку, все службы…
А. Плющев
― А вы можете работать с несколькими?
Слушатель1
― А это не нужно.
А. Плющев
― А, бессмысленно.
Слушатель1
― В том-то и дело, я и хотел сказать, что постепенно-постепенно – и все просто отпало. У меня этих диспетчерских раньше было штук 15, сейчас все, вот только Яндекс. И еще огромное спасибо, что объединили, там есть система ранжирования. Вы сейчас, наверное, этого коснетесь по-любому. И объединили историю, Яндекс видит только меня. То есть, работаю я хорошо – соответственно, именно мой рейтинг, не зависящий ни от чего, он растет. Пересел я на другую машину – все, Яндекс видит меня, то есть, по правам.
А. Плющев
― Ну, вы, наверное, слышали вот об этой забастовке, да? И слышали требования, которые выдвигались.
Слушатель1
― Я слышал, но я так и не понял, вот в том-то и дело, я и не понял, что люди требовали. Если они говорили про большой процент… Ребята, поройтесь на форумах в интернете. Если вас не устраивает процент, есть… да не есть, а в основном все намного меньше процент. Я не знаю даже, откуда эта цифра там взялась.
А. Плющев
― Спасибо.
Слушатель1
― Насчет тарифов вот хочу сказать. Ну, хорошо, повысят все – но как эти люди не понимают, у них же у самих будет меньше работы, и все.
А. Плющев
― Ну, меньше работать и столько же зарабатывать – это же хорошо, нет? Вот тот, кто ловит лоха, он же…
Слушатель1
― Да нет. Если будет меньше работы, то будут меньше зарабатывать. И еще по Москве вот именно такая особенность, что люди перестали голосовать на улице.
А. Плющев
― Да, это правда. Наконец-то мы догнали все остальные города России в этом. В остальных городах России, чем меньше город причем, тем меньше там на улице ловили машины. Мы еще попринимаем потом звонки, можно снимать наушники, можно не снимать…
Т. Худавердян
― Отдельное спасибо Михаилу, да, за преданность, спасибо большое.
А. Плющев
― Да. Кстати, я никого из гостей не предупреждал, что будут
звонки, но Яндекс, наверное, залез в мою голову и подговорил несколько
водителей, чтобы они позвонили заранее.
Хорошо, мы продолжаем. У нас в студии Тигран Худавердян из
Яндекса, он представляет Яндекс Такси; Виталий Крылов, глава российского офиса
Get Taxi; и Ольга Королёва, операционный директор Wheely. Ваши вопросы —
+7-985-970-45-45, или твиттер-аккаунт под названием @vyzvon. Ты что-то хотел
сказать, Тигран.
Т. Худавердян
― Да, я хочу на самом деле прокомментировать. Михаил, да,
вот водителя звали? Он сказал, что будут выше тарифы – будет меньше пассажиров.
И второе, что важное было – что посмотрите, люди перестали на улице голосовать.
На самом деле, если… про это знают хорошо профессионалы, но я думаю, что
москвичи тоже заметили. Если три года тому назад фактически не существовало так
называемого официального такси… То есть, оно было, конечно, в Москве было
приблизительно 4-5 тысяч машин. Вот столько было машин, и это даже, вот это
верхняя граница. Одновременно на линии можно было найти, ну, 3тысяч машин
максимум.
Сейчас в Москве выдано 55 тысяч лицензий, плюс еще лицензии,
разрешения, выданные в Московской области, которые тоже катаются в Москве. И,
например, если говорить про нашу активную базу водителей Яндекс Такси – это 20
тысяч водителей в неделю выходят, просто профессиональные водители. Что это
означает? Что люди массово пересели на официальное такси, на желтое такси, на
такси с разрешениями, и этот рынок сформировался. Люди получили работу
предсказуемую на самом деле относительно. То есть, не надо стоять около метро,
торговаться. А давай поедем. Нет, не знаю. 150. Нет, 140. Это ушло.
А. Плющев
― Ушло вместе с такими ценами, которые ты называешь.
Т. Худавердян
― И важный момент, да, пропал холостой пробег. Почему? Потому что на самом деле, ради справедливости, все интернет-сервисы пытаются найти самую близкую машину, и машина приезжает из соседнего двора просто иногда.
С. Оселедько
― Вот чем они недовольны…
А. Плющев
― Подожди, секунду, дай я как раз об этом скажу. Пусть не
Тигран об этом говорит, он как бы по другую сторону баррикад находится, и
вообще в ином окопе сидит. А вот Павел Филатов, частный предприниматель, сказал
нашей радиостанции, что таксисты за цивилизованный вид обслуживания. Чтобы их
не душили поборами, как это происходит на данный момент. Потому что на данный
момент поборами задушили: налоги, страховки и все остальное. Просто невыгодно
стало работать.
Помимо этого, — добавил предприниматель, — столичные таксисты
недовольны политикой таких онлайн-сервисов, как Яндекс Такси, Get Taxi, которые
вынуждают таксистов работать на невыгодных для них условиях. Дорожает все, в
том числе и общественный транспорт подорожал – а такси дешевеет, — подчеркнул
он. Вот такая история.
В. Крылов
― Я бы хотел прокомментировать. На самом деле это очень
интересная позиция, которую мы слышим на протяжении нескольких последних дней.
В то же время нужно понять, что, как Тигран правильно отметил, снизился
холостой пробег. Это значит, три года назад водитель до пассажира ехал 40
минут. 40 минут он тратил свои деньги на бензин, он тратил свои деньги на
амортизацию машины и так далее. Сейчас мы с остальными сервисами сделали это
время 5 минут.
Это значит, что он в десятки раз тратит меньше денег на самом
деле, если вдуматься. Это то, что принесли сервисы такси. Если сказать за Get
Taxi, то в декабре мы изменили тарификацию для пассажиров и сделали ее от 50
рублей. Это значит, что если раньше человек вынужден был вызывать бомбилу или
ловить с руки, чтобы проехать…
А. Плющев
― «Вызывать бомбилу» — это хорошо.
В. Крылов
― Вызывать бомбилу, руку поднимают и вызывают бомбилу. То сейчас можно вызвать такси и за 100-150 рублей проехать короткие поездки. Более того, мы водителям доплачиваем за эти поездки.
А. Плющев
― То есть, они для вас убыточные.
В. Крылов
― Ну, мы смотрим не на себя, мы смотрим на водителей. Нужно сделать так, чтобы у них была работа – раз. Чтобы эта работа была им выгодна – два. Поэтому минимальное, что они получат, даже за поездку, которая 150 рублей стоит – они получат 350. То есть, мы им будем доплачивать. Поэтому, это один из ряда шагов, которые конкретно мы и в том числе наши коллеги делают, для того чтобы сделать таксисту жизнь на самом деле более выгодной. И нужно смотреть глубже в этот вопрос, когда мы обсуждаем о том, что стало выгодно, было выгодно и так далее.
А. Плющев
― Тут у нас есть смски, и, например, пишут нам из Пермского
края. Кстати, мы-то все здесь в Москве, и сидим, находимся, и ездим, и про цены
говорим, про тарифы. А я вот немножко поездил чуть-чуть по регионам. Был вот
сейчас в Барнауле, Новосибирске, во Владивостоке. Ну, Владивосток – это другая
страна вообще. Вот Сибирь как-то много у меня попадалась. И при том, что, как
Ольга правильно мне сказала перед эфиром, машина стоит так же, запчасти стоят
так же, бензин стоит так же примерно, стоимость такси там сильно дешевле. 200
рублей. Это при том, что расстояния там бывают о-го-го, с одного берега
какой-нибудь Оки на другой, да? И можно за 200 рублей объехать весь город
довольно большой. И постоять в пробках – там они тоже довольно приличные. А у
нас, в общем, в Москве здесь, надо сказать, и тарифы иногда среди дня, если
застрянешь в пробочке где-нибудь, так можно с Алтуфьево до Тверской за полторы
тысячи легко доехать, вообще просто без проблем. Это я так, чисто ремарка как
пассажира. О, я представляю сегодня здесь пассажиров, вот я кто, я придумал.
Так вот. «Здравствуйте уважаемые ведущие и гости. Мое имя
Андрей Тарасов, я слушаю вас и пишу из Перми. У меня вопрос к руководителям
служб такси, в первую очередь к Антону Черкунову». Извините, уже к Ольге
Королевой. В смысле, заменили мы Антона Черкунова на Ольгу Королеву, да, Антон
приболел. «Часто пользуюсь услугами такси Wheely. Скажите, пожалуйста, есть ли
входной контроль водителей, приходящих на работу в ваше такси? Проводятся ли периодически
тренинги по безопасному вождению?» Ну, дальше он про западный опыт тут много
пишет, не буду перечислять. Короче, есть ли вот эти стандарт, и как часто
проходят подобные тренинги, проводят ли их вообще? Вообще про стандарты сейчас
поговорим со всеми, начнем с Ольги, раз уж у вас самые высокие должны быть
требования, все-таки бизнес.
О. Королева
― Да с удовольствием. Смотрите, стандарты, Wheely, они во
всех городах присутствия, во всех странах абсолютно идентичны. Каждый водитель,
который приходит устраиваться к нам, для работы с нашей системой, он проходит
ряд тестов: от теста на знание города до теста на возможность его
взаимодействия с людьми. И в том числе тест-драйв. Дополнительно мы проводим
еженедельно, в неделю по несколько раз линейные контроли. В каждом городе свой
персонал, своя команда. Мы действительно тратим на это очень много денег, сил,
внимания и прочее-прочее. И если на этапе отбора, на этапе предварительных
тренингов водитель может попытаться нас каким-то образом ввести в заблуждение –
например, на этапе тест-драйва он ведет машину потрясающе, зато потом на линии,
допустим, он попытается состроить из себя джигита, который, конечно, знает, что
существуют ПДД, но они ему не очень важны.
Либо на линейном контроле, либо у
каждого водителя один из первых заказов, который он выполняет на линии с
реальными пассажирами – это обязательно наш сотрудник. И если мы замечаем
какие-либо нарушения, то водитель отстраняется, в зависимости от того, что он
натворил. Такое бывает достаточно редко, но тем не менее. Когда услуга
становится более-менее массовой, это происходит. Он либо отстраняется с
последующей переаттестаций, либо в принципе отстраняется. Потому что, на наш
взгляд, легче остаться без нескольких машин на линии, без нескольких подключенных
водителей, нежели предоставить клиенту сервис тот, которого он не должен
получить от Wheely.
А. Плющев
― Кстати, насчет теста на знание города, я вдруг подумал: а зачем сейчас тест на знание города, если есть, ну, как минимум навигаторы, как максимум Яндекс?..
Т. Худавердян
― Нужен, нужен.
О. Королева
― Очень.
Т. Худавердян
― Я как-то сел в такси, я говорю водителю: Ленинградский вокзал. Он говорит: это на Ленинградке? Я говорю: это в Ленинграде.
О. Королева
― Так он, наверное, и поехал, нет?
Т. Худавердян
― Слава богу, нет. Но, конечно, нужен. Да, на самом деле навигатор навигатором, но…
А. Плющев
― Я, ты знаешь, как? Вот мне лучше, если он пользуется навигатором, а лучше Яндекс Пробками, или Гуглом, чтобы не создавать вам лишней рекламы. Потому что, объясню. Его знание города не спасает меня от пробок. Навигатор тоже не спасает, но это хоть, по меньшей мере, какая-то логичная картинка и объяснение, что он не стоит в пробках по его прихоти…
Т. Худавердян
― Это правда. Просто это характеризует, насколько человек ответственно подходит к тому, что, например, собрался стать таксистом. То есть, если он собрался стать таксистом, наверное, надо было просто заранее хотя бы на карту посмотреть и понять, какие районы, структуры города. Проверки, ну, во всяком случае у нас, не такие сложные, чтобы вот в действительности только навигатор бы знал, но такие базовые знания, чтобы человек чувствовал город, структуру его, где верх, где низ.
А. Плющев
― Сейчас. Ольга давно хочет сказать.
О. Королева
― Здесь еще один дополнительный момент. Есть требование, законодательное ограничение, сколько лет должен быть опыт вождения у человека, чтобы он пошел работать в такси, имел право работать в такси. И как минимум… права-то получить не проблема, они могут лежать пылиться на полочке, и человек не ездил в городе, не знает вообще, чем Арбат, например, отличается от Площади революции. Ну, мало ли. Если человек знает город, ориентируется в нем, хотя бы основные направления и основные узлы транспортные в городе, то он ездил в нем, и мы действительно можем подумать о том, что человек – еще до этапа тест-драйва – умеет крутить баранку.
Т. Худавердян
― Я вам могу сказать, ну, насколько мне известно, мы единственные, Яндекс Такси, кто контролирует водителей на линии. У нас постоянно по Москве круглосуточно ездят три специальные машины, которые в произвольном месте делают заказ, как будто это делает пассажир.
О. Королева
― Вы не единственные.
Т. Худавердян
― Хорошо. Вот. И водитель приезжает и в этот момент узнает, что фактически он приехал на так называемый мобильный контроль, и дальше, кроме стандартной проверки документов… ну, то есть, мы, например, сейчас нюхаем машину. Для для того чтобы решить проблему, ну, извините, запахов, наши мобильные контролеры садятся, проверяют, начиная от того, накурено или нет – вот такие какие-то вещи. То есть, по сути, конечно, ты прав, Саша, знание Москвы не является такой серьезной проблемой, есть, слава богу, навигаторы. Даже я езжу по навигатору, просто потому, что он прокладывает сквозь пробки, а не потому, что я не знаю, как куда доехать. И это важно. Проблемы, они лежат в другой плоскости. Это обычно либо психотип водителя, насколько он, как ведет, документы, которые при нем есть, все вот бумажки, которые необходимы.
А. Плющев
― Да, пожалуйста, Виталий.
В. Крылов
― Я на самом деле много не добавлю. Знание города – это не только знание улиц, это знание мест, куда люди ездят. То есть, очень часто люди говорят не «Арбат, 11», а «кинотеатр Октябрь». Они говорят, что они хотят на Ленинградский вокзал, как Тигран, часто хочет, видимо, на Ленинградский вокзал. На самом деле эти основные пункты нужно знать, что и мы, и коллеги обязательно проверяем.
Т. Худавердян
― Ради справедливости, в навигаторе можно сказать «кинотеатр Октябрь», и он прямо…
В. Крылов
― Это надо еще сказать. А обычно говорят и кинотеатр «Октябрь», и клуб, и коверкают название клуба, какие-то синонимы говорят. В общем, иногда сложно найти адрес.
А. Плющев
― Ну, насчет навигатора меня все время потрясало, почему водители Яндекс Такси не пользуются Яндекс Навигатором. Хоть бы обязали вообще, я не знаю. Ну, как это возможно? Нет, сейчас все больше.
Т. Худавердян
― Вы не поверите, есть мем – вот это же интернет-передача, поэтому такие слова можно употреблять…
А. Плющев
― Конечно.
Т. Худавердян
― … среди таксистов, что если ты не пользуешься Яндекс Навигатором, то у тебя снижается автоматически рейтинг. Мы вот буквально, ну, мы боремся как только можем с этим. Ну, то есть, это бред.
А. Плющев
― Я снижаю, я снижаю оценки, конечно. Если не пользуются, я снижаю.
Т. Худавердян
― … что Яндекс автоматически следит за тем, что… Вот, поэтому сейчас в эфире говорю, что это не так, можно пользоваться любым навигатором…
А. Плющев
― Но мы, пассажиры, снимаем. И давайте, товарищи пассажиры,
все снижать рейтинг тем, кто не пользуется навигатором – не знаю уж, Яндексом,
каким угодно, но это необходимо делать. Потому что за пробки платим мы
собственными деньгами.
Мы продолжим нашу программу через пару минут, после перерыва
на рекламу. И я прошу продолжать звонить наших таксистов, мы еще примем
звонок-другой обязательно. Вот. По поводу ваших взаимоотношений с сервисами по
услугам такси.
А. Плющев
― Продолжаем программу «Точка». 22 часа 35 минут, мы о такси говорим. Сергей Оселедько вступает.
С. Оселедько
― Да, я просто хотел… а вы приоткройте немножко тайну: а сколько вы вообще берете с таксистов? На каких условиях вы вообще работаете? Из-за чего сыр-бор? И отличается ли эта картинка как-то в России и в других странах?
Т. Худавердян
― Можно я начну, да? Вообще мы начинали, мы почти год работали и брали ноль комиссии. Коротко объясню структуру. Есть Яндекс, и он работает с диспетчерскими и с таксопарками. И сами таксопарки всегда брали с таксистов какую-то комиссию. И первый год мы работали с партнерами, и у нас была нулевая комиссия. Потом комиссия стала 5% с НДС, и сейчас это 9,4% с НДС. К этой комиссии добавляется та комиссия, которую берет компания-таксопарк либо диспетчерская. И если, ну, мы мониторим рынок, от 13,5% до 16%, можно найти разные предложения. Есть достаточно крупные компании, где за 14% таксист может себе найти работу. Вот это такая рыночная последняя цена для таксиста.
В. Крылов
― Я на самом деле добавлю, что когда три года назад, три с половиной, мы начали появляться на рынке, мы конкретно приехали на нашем такси в Москву, мы ничего нового не придумали. Опять же, были таксопарки, которые владели своими автомобилями, были диспетчерские, которые также брали комиссию со своих машин. То есть, ничего нового с позиции бизнес-процессов мы не нашли и не сделали. Get Taxi как пришла на рынок с 15% — это средняя или ниже средней комиссии, которая существовала на тот момент, так мы и остались с 15%. То есть, единственное, мне кажется, что принесли мы с коллегами на рынок – это технологии, которые позволяют, опять же, я говорил, водителям экономить деньги, а пассажирам экономить время и получать качественный сервис.
С. Оселедько
― А что изменилось тогда? Почему это именно сейчас произошло? Что именно сейчас произошло такого, что случилась эта забастовка? Ну, точнее говоря, такая имитация забастовки.
Т. Худавердян
― 90% рынка 3 года тому назад был уличный рынок. И тогда можно было себе, например, купить место около какого-то клуба, на вокзале, договориться – и ты имел работу. Сейчас рынок стал другим, если можно так назвать, с моей точки зрения, более цивилизованным, на порядки. И вот эти 90% сейчас перетекли глобально в белую плоскость. И на самом деле, ради справедливости, за этим столом могли бы сидеть не только мы, но и другие крупные компании, такие классические диспетчерские. Например, в Москве есть такая компания Сити-Мобил – это крупная компания, у нее много машин по Москве ездит. Тоже крупная компания, тоже работает по очень похожей модели. У нее основное – это не приложение, а номер телефона, работают как раньше, но используя тоже технологии. То есть, много что поменялось.
А. Плющев
― Я уже две минуты держу на линии звонок – может, он из другого города, там деньги идут. Давайте наденем наушники, послушаем нашего слушателя – я надеюсь, таксиста. Добрый вечер, здравствуйте.
Слушатель2
― Доброй ночи.
А. Плющев
― Как вас зовут?
Слушатель2
― Меня зовут Александр.
А. Плющев
― Вы откуда?
Слушатель2
― Москва.
А. Плющев
― Александр, вы работаете в такси с каким-нибудь из сервисов?
Слушатель2
― Да, я работал, я индивидуальный предприниматель, у меня машина в лизинге, я работаю… и с Яндексом ранее работал, сейчас работаю с Get Taxi.
А. Плющев
― Ну, расскажите, что там, как они из вас выжимают все соки-то.
Слушатель2
― На самом деле есть, конечно, и плюсы, есть и минусы в этой ситуации. Я именно позвонил с точки зрения, потому что я работаю достаточно давно, уже полтора года именно с сервисами…
А. Плющев
― Очень хорошо, расскажите нам.
Слушатель2
― Да. Есть Яндекс, есть Get Taxi, которые говорят о том, то, что… дают заказы. Я работаю на самом деле не только с Яндексом, работаю и с телефонной диспетчерской 956, если вам известна такая. Вот. Но в защиту хотелось бы сказать о том, что, как ни крути, какие проценты с нас ни берут, но мне дают заказы. И вот я не знаю, как (неразб.), потому что раньше у меня была своя машина, которая стояла на вокзале, которая стояла в аэропорту. Но сейчас есть возможность реально зарабатывать, не такие громадные деньги, конечно, которые говорят периодически, но так, чтобы хватало на жизнь, и так, чтобы хватало на лизинг машины, довольно хватает.
С. Оселедько
― А сейчас вы больше зарабатываете, чем раньше, или меньше?
Слушатель2
― Ну, смотрите, все мы понимаем, что сейчас январь, февраль, и очень важный момент, почему я сейчас работаю с агрегаторами, даже попробовал в Убере, но важно, что сейчас (неразб.) на рынке происходит, не доплачивают. Это очень важный момент, который сейчас ценен и который очень многие…
А. Плющев
― Доплачивают, вам сервисы доплачивают, если вы там что-то недополучаете. Разъясните этот момент.
Слушатель2
― Ну, не все. Вот у меня Get Taxi, Убер доплачивает. Яндекс не доплачивает, и достаточно средний чек. Сколько заработал, столько и заработал.
А. Плющев
― А скажите, пожалуйста, вот вы упомянули Убер. Их представителя сегодня нет с нами. И это другая модель, надо сказать. Я вот тут слышал передачи наши другие, и там все время говорилось, что подобные забастовки были и в других странах, там протестовали против Убера. Я подудмал: это же совсем против другого они протестовали. Они протестовали, таксисты, против того, что дешевый сервис, и совсем не такси, а сервис частного извоза как бы создает конкуренцию. У нас даже требования другие, и даже протест, формально он против другого. А вот вы попробовали в Убере. И скажите, что вам там понравилось, не понравилось. Вы, судя по всему, оттуда ушли, ушли вот к традиционным. Ну, как к традиционным? К тем, кто у нас более ранний здесь.
Слушатель2
― В Убере что не понравилось? В Убере все хорошо с точки зрения вот клиента, клиенты очень довольны, но дело в том, что там очень низкий чек для меня. То есть, моя поездка может 120 рублей…
А. Плющев
― Сейчас вроде там подорожало. Не хочу ничего сказать в адрес наших гостей, но вроде бы подорожал Убер, и, наверное, там больше платят.
Слушатель2
― Не могу сказать, что подорожали. У меня были доплаты 150 рублей за поездку, но при этом, что чек может выйти 120 рублей, и я за (неразб.) могу проехаться. И при том отношение даже… ну, это время подачи, потому что у меня дольше было. И средний чек, вот я за день замерял, с одним агрегатором, с другим агрегатором – Убер, как ни крути, самый маленький пока мне чек давал по сумме заказов.
А. Плющев
― Понятно. Спасибо большое. Кстати, раз уж мы перекинулись
на Убер. Вы почувствовали его приход на рынок сюда? Я для наших слушателей, кто
не знает, скажу, что это вообще совершенно новый способ, новый как бы взгляд на
извоз. Это не совсем такси, это частный извоз. Там нет никакого таксопарка
между ними, и Убер работает только через приложение, никаких телефонов там нет.
И оплачиваете вы только карточкой, ну, то есть, заведенной заранее в
приложении, и оплата у вас списывается автоматически, что многим, как мне,
например, надо сказать, очень нравится и очень симпатично, никакие наличные не
участвуют там, ничего, и так далее. А многим не нравится, потому что они
наличные любят. Ну, неважно.
Итак, вы почувствовали приход Убера сюда или нет? Как-то на
вас это сказалось? Потекли таксисты в частный извоз-то, нет?
О. Королева
― Здесь, скорее всего, вопрос прежде всего ко мне, к Wheely. На самом деле нет, не почувствовали. И ответ здесь очень простой. Естественно, некоторые из наших партнеров подключили себе второй гаджет, грубо говоря, да? Но в этой битве, не битве – я не знаю, как это корректно назвать – побеждает тот, кто дает работу, и более вкусную работу автопарку либо же частному водителю. Ну, и, соответственно, кто дает стабильную загрузку. К тому моменту, когда Убер пришел в славный город Москва, мы уже достаточно крепко стояли на ногах, партнеры работали с нами достаточно долго, свой автопарк покупали, расширяли, и делают это до сих пор, исключительно рассчитывая на наши объемы. Поэтому какого-то провала, как в заказах от клиента, так и в выходе и увеличении автопарка, мы абсолютно не заметили. Хотя боялись.
А. Плющев
― Добавите что-то, господа? Или там уже Оселедько хочет еще один вопрос задать?
Т. Худавердян
― Я добавлю, что выиграли пассажиры. В результате, пассажиры получили то, что в Москве уже четыре самых лучших в мире такси-сервиса. Потому что очень жесткая конкуренция. Таких городов очень мало, где столько сервисов, и все вот бегут, стараются изо всех сил. Благодаря друг другу мы все делаем самый лучший сервис. И просто бьемся, можно сказать, насмерть, чтобы предоставить самое красивое приложение, быструю подачу.
С. Оселедько
― Слушайте, но у меня картинка все равно не складывается. Вот слушаем мы таксистов, да? Они все говорят, что стало лучше, стало хорошо. А что бастовали-то тогда? Вот я вообще не понимаю. Это что, это какой-то пиар? Или что? Про что это было? Тем более вроде бы и не бастовали. Вообще что вы думаете об этой ситуации?
В. Крылов
― Мне кажется, Тигран очень правильно сказал. Рынок становится белым. И это на самом деле очень серьезное изменение.
С. Оселедько
― Это повод, для того чтобы восстать?
В. Крылов
― Это серьезные изменения. Насколько восстание было или его не было – не знаю, потому что, ну, по крайней мере присутствующие здесь вместе со мной не заметили ничего. Но то, что рынок становится белым – это абсолютно точно. И эти изменения, конечно, иногда, может быть, для кого-то протекают не так гладко. В этой связи очень понятна наша политика, вместе с нашими коллегами мы работаем только с лицензированными водителями. В этом свете нам симпатична политика Дептранса, который не ограничивает выдачу лицензий. Рынок обеляется. Мне кажется, мы общими усилиями это делаем. Это большие изменения. И, может быть, это как раз иногда сложно проходит.
А. Плющев
― Да, пожалуйста.
О. Королева
― Здесь еще, мне кажется, пострадали интересы тех водителей, которые привыкли получать какую-то сверх-маржинальность в своей деятельности, грубо говоря, когда там, я не знаю, с Ленинградского до Кропоткинской – 3 тысячи рублей, да поехали. Когда сервис и твоя услуга становится стандартизированной, когда она регулируется не только твоими желаниями, но и тем, что тебе показывает рынок, и, собственно, пассажиры, те, которые не знают о том, что машину можно вызвать, легально и быстро получить хорошую качественную услугу, их становится все меньше и меньше. Ну, соответственно, вот у таких людей работы становится тоже все меньше и меньше, а по факту практически и нет. А кому-то сказать свое «фе» хочется.
А. Плющев
― Сейчас еще один звонок примем. Я, честно говоря, когда планировал эту передачу, думал: ну, вообще будут звонки или нет? Воскресенье, вечер, ну, водители, слушают программу про интернет – ну, вряд ли, вряд ли. Все пять линий горят практически постоянно, и люди хотят нам позвонить. Еще один звонок ради этого примем обязательно. Ну, вот прямо сейчас. Алло, добрый вечер, здравствуйте.
Слушатель3
― Здравствуйте. Вы меня слышите?
А. Плющев
― Да здравствуйте. А вы нас?
Слушатель3
― Здравствуйте. Ну, я выключил звук, чтобы не было фона.
А. Плющев
― Отлично. Вы сейчас в машине прямо, на линии?
Слушатель3
― Я в машине, на заказе, на линии.
А. Плющев
― Хорошо.
Слушатель3
― Вот все хорошо, все великолепно…
А. Плющев
― Простите, как вас зовут, скажите.
Слушатель3
― Меня зовут Сергей.
А. Плющев
― Вы из Москвы?
Слушатель3
― Мне 52 года, я армянин, очень хорошо говорящий на русском языке. Да, я в Москве, в данный момент на заказе. Вот все хорошо, все великолепно и все отлично. За исключением следующего. Хотелось бы задать вопрос Тиграну. А возможно ли вообще как-нибудь вот инициативной группе водителей, именно водителей, попасть на прием, пообщаться? Потому что нет требований, есть, может быть, пожелания, которые конструктивно можно обсудить. Потому что…
А. Плющев
― Принимаешь ли ты, Тигран? Поговори тоже на хорошем русском языке.
Т. Худавердян
― Я, признаюсь, немножко побаиваюсь встречи с 20 тысячами одновременно, это надо Лужники…
Слушатель3
― Извините, пожалуйста, я вас перебью. С 20-ю не надо. У меня вопрос даже теперь… не даже теперь, а просто вот вопрос к ведущему, который сказал: вот мы выслушали таксистов. А может ведущий ответить: сколько сегодня в эфире выслушали таксистов?
А. Плющев
― Сейчас вы третий.
Слушатель3
― Вот я третий. А выдано 55 тысяч лицензий в городе Москве.
А. Плющев
― Подождите, вы хотите, чтобы мы 55 тысяч в эфир вывели?
Слушатель3
― Я считаю, что выслушать можно было бы людей. Потому что на самом деле требования, забастовки – это все несерьезно. Есть довольно-таки цивилизованные пути общения, и я думаю, что рациональное зерно всегда будет найдено.
Т. Худавердян
― Можно я отвечу?
А. Плющев
― Да, пожалуйста.
Т. Худавердян
― Значит, общий ответ, потом частный конкретно на ваш вопрос. Я буквально, по-моему, две недели тому назад (уже забыл, честно говоря), мы встречались со 150 лучшими партнерами – это директора, руководители таксопарков и диспетчерских. У меня была встреча вот в большом зале, и мы где-то полтора часа разговаривали на разные темы. И поэтому скажу, там, боль вообще в целом каждого таксиста – для меня моя боль, это очень важный вопрос. На самом деле многие проблемы ваши я уже знаю, но, пользуясь случаем, приглашаю вас встретиться на неделе, приехать в Яндекс, и мы можем с вами буквально поговорить, и я постараюсь вас тоже выслушать. Вот. Я прошу вас позвонить на ресепшн Яндекса, в интернете легко можно найти телефон. И сказать, что вот вы хотели встретиться с Тиграном, договорились о встрече. Спасибо.
А. Плющев
― Видишь, как. Отлично, да. Спасибо. Я думаю, что
достаточно, 50 тысяч таксистов все равно у нас нет возможности послушать. Хотя,
ну, серьезно, звонков очень много, и это очень непривычно.
Есть еще один вопрос. Вот Тигран заметил, и я думаю, никто с
этим не будет спорить, что действительно рынок преобразился в Москве. А это,
наверное, самый большой рынок такси в России. Рынок преобразился колоссально и
капитально, просто фантастически. То есть, и с вашей помощью тоже, вы все здесь
за это ответственны. Вот.
Но, с другой стороны, мы все знаем особенности бизнеса в
России, как это происходит. Сначала этот бизнес может быть весьма хаотичным и
каким-то, я бы даже сказал, неупорядоченным, разнузданным и так далее. Затем
как-то он более-менее сам строится, он выстраивается, понятно, к клиенту и так
далее. А потом приходит чиновник и начинает подстраивать его по-своему. И
сейчас выдают лицензии – например, можно ограничить их выдачу, не знаю. Или
поставить свои собственные тарифы. Ну, и так далее. Как вы думаете, есть ли
опасность развития подобной ситуации?
В. Крылов
― Я думаю, что возможен любой сценарий развития любой ситуации в любом месте. Самое главное поддерживать принципы свободной конкуренции, поддерживать высококачественный сервис, который мы, наши коллеги, наши партнеры предоставляют. И на самом деле что дальше будет – будут решать покупатели. Куда они захотят пойти, как они захотят сервис или услугу потреблять, так и будет развиваться рынок.
А. Плющев
― Правильно ли я вас сейчас понял, Виталий, вы хотите сказать, что если вдруг всех… не знаю, поднимут тариф и так далее, ну, все как-то запротоколируют, и покупателю станет невыгодно, он выйдет на дорогу и станет голосовать? Вы вот это сейчас хотели сказать?
В. Крылов
― Нет, я хотел сказать, что рынок сейчас меняется, как я уже говорил. И то, что делаем и мы, и Департамент – это изменение этого рынка. Это легализация этого рынка. Поэтому я думаю, что сценарий как раз сейчас очень ясно можно прочитать. Мы двигаемся в сторону рыночной экономики, которая позволит давать высококлассный сервис всем покупателям. Я, может быть, говорю какими-то общими словами, но…
А. Плющев
― Сильно общими.
В. Крылов
― Да. Но на самом деле я так вижу, так происходит последние три года. Это не что-то, что я придумал 20 минут назад. Три года мы меняем рынок все вместе.
Т. Худавердян
― Я добавлю, что на самом деле – я побуду адвокатом дьявола – под словом «мы» Виталий подразумевает не только нас, вот сидящих в этой комнате, но и действительно правительство Москвы.
В. Крылов
― Да.
Т. Худавердян
― То есть, конечно, то, что по Москве сейчас бегают желтые
машинки с желтыми номерами, то, что образовалась эта лицензия, то, что на самом
деле достаточно демократично, вот этот рынок достаточно либеральный, получить
лицензию не так сложно – это движение, которое делает Департамент транспорта.
И, в целом, это, можно сказать в некотором смысле, наш несогласованный такой
совместный проект. Мы вместе удачным образом в одно и то же время начали копать
одну общую траншею.
И я оптимист, я надеюсь, что конкуренция останется, что мы будем
все стараться делать, работать для того, чтобы пассажирам было бы хорошо.
Пассажирам, таксистам, компаниям, которые обслуживают такси. Это важно.
А. Плющев
― Позвольте в конце совсем интернетный вопрос, такой совсем технологический. Больше всего какими операционными системами у вас пользуются для мобильных приложений: iOS, Андроид или, может быть, у кого-нибудь Windows Phone даже есть?
Т. Худавердян
― Ну, тут давайте так. Вопрос немножко с подковыркой. Объясню, почему. Конечно, Айфоны более популярны с точки зрения среднего чека, количества пользователей. Но Андроиды растут, и, конечно, Андроидов больше, их станет больше. И в этом отношении, конечно, я думаю… Но тут еще такой момент есть, мы все оперируем таким понятием, как средний чек, и с Айфоном он очень высокий. Но если сравнить, например, средний чек с Айфона и с топовой модели Самсунг, Нексус, LG или что-то, то, конечно, он будет сравним с Айфоном. Но исторически вначале этот сервис был для держателей Айфонов, скажем так.
А. Плющев
― У вас как?
В. Крылов
― У нас на самом деле все примерно так же. У нас довольно много клиентов, и это уже как зеркало рынка. На рынке сейчас начинает, как Тигран правильно сказал, очень серьезно расти доля Андроида. И у нас в клиентах стала серьезно расти доля Андроида. То есть, мы как такое зеркало, которое показывает на самом деле рыночную ситуацию. Потому что цифры уже большие, людям пользоваться удобно. Поэтому, что происходит на рынке, то происходит и у нас.
А. Плющев
― Но у вас-то, у Wheely, наверняка Айфоны в основном.
О. Королева
― Я здесь еще могу сказать за регионы…
Т. Худавердян
― Пока да, пока они стоят…
О. Королева
― Да ну, бросьте. За регионы еще могу сказать, там, где коллеги не представлены. Там, естественно, лидируют Андроиды. По Москве – конечно же, Айфоны. И по среднему чеку, здесь я с Тиграном полностью согласна, естественно, пользователи Айфонов, они ведут. Но по регионам и…
Т. Худавердян
― Но, к сожалению, нас настиг кризис…
А. Плющев
― К сожалению, время у нас закончилось. И Александр вам тут делает пожелание сделать сервис грузового такси, вот. Если у вас еще нет, то сделайте его, пожалуйста, для Александра.
С. Оселедько
― Планируете?
А. Плющев
― Все промолчали.
С. Оселедько
― Но Тигран сделал такое лицо, что…
А. Плющев
― Не, ну, просто грузоперевозки – это вообще, насколько я понимаю, совсем другой сегмент…
О. Королева
― Это абсолютно другая история.
А. Плющев
― … и там вообще очень трудно.
В. Крылов
― Космические грузоперевозки сразу.
А. Плющев
― Спасибо большое. Ничего, рано или поздно все появляется. Тем более что грузоперевозки, мне кажется, не такая уж большая проблема найти в интернете. У нас сегодня были: Тигран Худавердян, руководитель мобильных продуктов Яндекса; Виталий Крылов, глава российского офиса Get Taxi; и Ольга Королёва, операционный директор Wheely. Спасибо большое. Счастливо, до свидания.
Источник: www.echo.msk.ru
Понравилась ли Вам статья?