Технологии

Пандемия — время действовать

  • 22 Мая 2020
  • 63
  • 0
  • 10

Самоизоляция может подстегнуть развитие автономного транспорта, поскольку он позволяет свести к минимуму контакт человека с человеком.


Кажется, что во время самоизоляции, когда загруженность дорог снизилась в разы, наступило идеальное время для активных тестов беспилотного транспорта. Однако крупнейшие мировые компании — Waymo, Uber, Aurora — еще в марте временно приостановили испытания. Проблема в том, что сегодня беспилотный автомобиль не означает «автомобиль без человека». В большинстве случаев за рулем по-прежнему остается инженер, готовый перехватить управление в случае сбоя. Но даже если человека в машине нет, он всегда рядом: готовит машину к поездке, заправляет, выводит на беспилотный маршрут.

Тем не менее, работа по развитию беспилотного транспорта в мире не прекратилась. Большинство разработчиков в период пандемии сконцентрировались на совершенствовании алгоритмов и анализе ранее собранной на дорогах информации. Одним из наиболее актуальных направлений работы стало обучение беспилотников в симуляциях. Смоделировав дорожную обстановку в «мозге» автомобиля, можно наездить миллионы виртуальных километров и отработать самые неожиданные дорожные ситуации, редко встречающиеся на реальных дорогах. Теперь главным вопросом становится объединение опыта, полученного беспилотником в реальном мире и в виртуальном.

Доставка беспилотником

Но не всех разработчиков коронавирус заставил перейти в виртуальную реальность. Некоторые компании после первого шока возвращают машины на улицы. Причем форматы использования беспилотников не ограничиваются банальным такси: в Китае их используют для дезинфекции улиц, в США компании Cruise и Pony.ai доставляют еду и покупки из супермаркетов, а автономные шаттлы Navya во Флориде развозят тесты на коронавирус для клиники Мэйо.

В России роль беспилотников в борьбе с пандемией пока не столь очевидна, однако первые кейсы появляются и у нас. К примеру, в конце апреля «Камаз» провел испытания беспилотных грузовиков в условиях Крайнего севера, а следом за ним в Ханты-Мансийском автономном округе более 90 км пути успешно преодолела беспилотная электрическая «ГАЗель» от команды инженеров из НГТУ – финалистов технологического конкурса Up Great «Зимний город». В рамках НТИ Автонет сейчас обсуждается возможность использования беспилотников в России для дезинфекции улиц, а «младшие братья» беспилотных машин – мобильные роботы – уже активно борются с вирусом: в Сбербанке специальный робот с помощью ультрафиолетовых ламп дезинфицирует офисные помещения и при этом следит, чтобы под вредное излучение не попал никто из людей.

Что дальше?

Большинство из этих кейсов — примеры ситуативного реагирования на внезапно возникшие потребности рынка. Есть риск, что некоторые из них потеряют свою актуальность, когда мы снова начнем выходить из домов. Тем не менее, благодаря пандемии беспилотники стали еще на шаг ближе к тому, чтобы перестать быть пугающей экзотикой и стать привычным элементом городского быта. Ключевое изменение происходит в ментальности. Еще год назад многие с опаской относились к мысли о том, чтобы сесть в беспилотное такси. Сегодня же часть из нас предпочтут, чтобы в такси вовсе не было водителя. Этот психологический сдвиг имеет огромное значение не только в контексте развития беспилотного транспорта, но и во многих других технологических сферах. Любая услуга, которая может быть оказана без контакта с другим человеком, сможет прочно войти в наш быт в новом формате: дистанционном, роботизированном, беспилотном.

Текущий момент для беспилотного транспорта крайне важен — уже через год мы увидим, насколько сильно изменится индекс готовности людей к появлению на дорогах беспилотников.

И все-таки, когда?

Конечно, одной нашей лояльности к роботам будет недостаточно. Все-таки текущие разработки не готовы к тому, чтобы полностью самостоятельно ездить, скажем, по Москве. Когда это случится — эксперты расходятся во мнении: кто-то уверен, что уже через десять лет беспилотник перестанет быть диковинкой, другие настаивают, что на это потребуется не менее 30 лет. Решающий вопрос заключается в том, какие еще проблемы предстоит решить, чтобы беспилотники вышли в город?

  • Во-первых, очевидно, должна быть разработана технология. Над этим в мире сегодня работают сотни инженерных команд. В России есть не меньше десятка разработчиков, которые уже готовы внедрять в коммерческую эксплуатацию беспилотные транспортные средства. И это не только «Яндекс». Хороший уровень развития технологий автономного вождения демонстрируют разработчики из питерского StarLine, МАДИ, Авто-РТК, BaseTracK. При этом одни идут по пути внедрения различных ассистентов и компьютерных помощников в обычные серийные автомобили и постепенно замещают ими водителя в разных дорожных ситуациях. Другие создают сразу автономные машины и постепенно расширяют их ареал обитания: от рельсового транспорта к автономности на ограниченных территориях, потом — в отдельных городских районах и в целых городах.

  • Второй немаловажный вопрос — кто-то должен отвечать за возможные нарушения и ущерб, причиненный беспилотным автомобилем. И проблема здесь не в том, что мы заранее готовимся к тому, что беспилотники будут нам «вредить». А в том, что мы, пожалуй, впервые сталкиваемся с тем, что у движущегося объекта может не быть оператора. Этот вопрос лежит на стыке интересов разработчиков, властей, страховых компаний и потенциальных пользователей беспилотников. Пока однозначного ответа на него нет ни в одной стране мира. Он, скорее, лежит в юридической, а не в технологической плоскости.

  • В-третьих, мы должны подготовить наши улицы для беспилотников. И эта задача может оказаться даже масштабнее, чем две предыдущих. Очевидно, что для беспилотного автомобиля понадобятся высокоточные карты городов, цифровая дорожная инфраструктура (например, светофоры, сообщающие о своих сигналах по wi-fi). Но не только. Автономной машине без водителя внутри также нужно будет заправляться, оплачивать парковку и так далее. И для этого тоже потребуются соответствующие технологические решения.

Для появления беспилотника в Москве нужен не только автономный автомобиль как физический объект, но и новый, цифровой город, в котором беспилотный транспорт будет одним из элементов большого технологического механизма на службе интересов человека. Вызовы пандемии коронавируса и вероятность повторения схожих ситуаций в ближайшем будущем — хороший стимул для того, чтобы ускорить создание таких условий.

Источник:
    РБК

Понравилась ли Вам статья?

Нравится10
  • 22 Мая 2020
  • 63
  • 0