- Главная
- Новости
- Технологии
- Технологии: создан самый высокоскоростной электродвигатель
Исследователи облегчили электрический двигатель, чтобы увеличить пробег электрокаров.
Инженеры из Университета Нового Южного Уэльса (UNSW), Австралия, создали самый высокоскоростной электродвигатель, который способен продлить дальность хода электромобилей. Увеличенная мощность и в два раза возросшая до рекордных 100 тыс. об/мин скорость вращения делают разработку уникальной при использовании привычных материалов и технологий.
Главной сложностью было создать механически прочный и надёжный ротор, способный выдерживать высочайшие нагрузки и при этом не выйти за рамки традиционных материалов и технологий, чтобы не удорожать конструкцию. Отчасти инженеры воспользовались готовой наработкой в виде… арочного моста Гёпо (Gyopo) в Южной Корее. Элементы ротора в местах расположения постоянных магнитов сформированы в виде кривых, повторяющих силовые опоры мостовой конструкции. Благодаря этому ротор предложенного СДПМ-двигателя (синхронного двигателя с постоянными магнитами) выдерживает скорость вращения 100 000 об/мин.
Впрочем, одним наблюдением за мостом дело не обошлось. Конструкция ротора оптимизировалась ИИ-алгоритмом до тех пор, пока не был получен необходимый результат. Для этого, в частности, алгоритм 120 раз изменял профиль ротора до приближения к оптимальным характеристикам. Предложенная конструкция также позволила снизить массу электромотора, что вместе с возросшей мощностью на единицу его объёма обещает увеличить пробег электромобиля.
Разработчик планирует варьировать скорость вращения и мощность, предлагая для электромобилей целый спектр электродвигателей с меньшей скоростью вращения, но повышенной мощности. Например, перспективным представляется вариант мощностью 200 кВт с максимальной скоростью вращения около 18000 об/мин. При этом такой электродвигатель будет характеризоваться рекордной пиковой удельной мощностью около 7 кВт на кг. Это значит, что он будет на 10–20 % легче и на 2–5 % эффективнее, чем существующие двигатели для электромобилей.
Более того, изобретатели смогли на 70 % снизить объём использования редкоземельных (неодимовых) магнитов на единицу вырабатываемой мощности без ухудшения характеристик мотора. Это положительно скажется на цене вопроса, что в комплексе с другими улучшениями обещает подтолкнуть развитие электрического транспорта. Как говорят исследователи, при условии интереса со стороны автопроизводителей, в срок от 6 до 12 месяцев можно будет перейти к серийному производству разработки.
Понравилась ли Вам статья?