- Главная
- Новости
- Законодательство
- Быть или не быть?
Техосмотр в прямом эфире.
Масштабная реформа системы ТО буксует из-за спора вокруг необходимости записывать и хранить видео процесса диагностики автомобилей
Факт проведения техосмотра должна подтвердить фотовидеофиксация, за торговлю серыми диагностическими картами операторам ТО может грозить до пяти лет лишения свободы, а водителей, не прошедших диагностику автомобиля, предлагают выслеживать с помощью дорожных камер и штрафовать на две тысячи рублей. Законопроекты, направленные на совершенствование системы обязательного техосмотра, Госдума планирует рассмотреть во втором чтении в мае.
После того как техосмотр перестал быть государственной услугой, его попросту стали покупать. Торговля так называемыми серыми диагностическими картами, которые выдавались на руки автовладельцу без фактического осмотра машины, приобрела в России угрожающий характер. По данным экспертов Российского союза автостраховщиков, еще пару лет назад около 80 процентов автовладельцев приобретали нелегальные диагностические карты. С тех пор мало что изменилось.
Конечно, езда на неисправной машине по липовому документу напрямую отражается на статистике дорожно-транспортных происшествий. Согласно данным ГИБДД, в 2018 году из-за неудовлетворительного технического состояния автомобиля произошло 5732 аварии, в которых погибли 960 человек и еще 8160 получили ранения. Естественно, эта ситуация обеспокоила Правительство.
В декабре прошлого года Госдума приняла в первом чтении пакет законопроектов, разработанных Минэкономразвития. Документы предполагают масштабное реформирование системы техосмотра автомобилей и ужесточение контроля выдачи диагностических карт.
В частности, Правительство предлагает ввести обязательную фото- и видеофиксацию осмотра машины, чтобы задокументировать факт ее пребывания на ТО. Эти данные в автоматическом режиме должны будут передаваться в единую автоматизированную информационную систему технического осмотра (ЕАИСТО) и храниться там, чтобы в случае ДТП архивные записи помогали полицейским выявить, кто именно и на каком этапе выпустил неисправную машину.
Наибольшее число споров и критических замечаний в профессиональной среде вызвала именно эта новация.
По данным Российского союза автостраховщиков на 31 декабря 2018 года, в стране насчитывалось 4504 аккредитованных оператора техосмотра, располагающих 5104 пунктами ТО. Каждый из них в среднем за день способен провести диагностику 50-60 автомобилей. Чтобы обработать и хранить такой объем видеоконтента, необходимо дорогостоящее оборудование.
Видимо, подсчитав, насколько дорогостоящее, в марте этого года Правительство внесло в Госдуму поправки к своему законопроекту, где уже обязывают операторов только записывать видео и хранить его у себя, не передавая файлы в ЕАИСТО.
По словам первого зампреда Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслава Лысакова, идея обязательной видеофиксации техосмотров машин с последующей передачей данных в единую автоматизированную информсистему изначально была трудновыполнимой.
«Ни в МВД, ни в Минтрансе не захотели хранить огромный объем видеоматериалов, тогда решили взвалить все на операторов, — пояснил Вячеслав Лысаков. - Однако это фактически означает подорожание техосмотра для граждан в два-три раза: пунктам диагностики придется компенсировать стоимость серверов и услуг специалиста».
4504 аккредитованных оператора техосмотра, располагающих 5104 пунктами ТО, насчитывалось в стране на 31 декабря 2018 года.
В этой связи депутаты-единороссы Виталий Ефимов и Владимир Синяговский решили смягчить спорную норму, предложив ограничиться только фотофиксацией транспортного средства в момент проведения технического диагностирования.
Однако такая практика уже была ранее, напомнил Лысаков, и предотвратить ею фиктивные осмотры машин невозможно.
«Есть прекрасный работающий метод, когда специальные программы, которые управляют всем комплексом проверочной аппаратуры, не позволяют оператору выдать заключение на автомобиль, если в процессе техосмотра была выявлена неисправность, — рассказал депутат. - Это дешевле, чем покупать видеооборудование и серверы для хранения записей. Программа не даст сделать левую диагностическую карту».
В плане реализации антикоррупционной меры программное обеспечение — идеальный вариант, уверен парламентарий.
В любом случае пока неясно, в каком виде сохранится вызвавшая столько разногласий норма после второго чтения законопроекта. Профильный комитет Госдумы предварительно поддержал оба варианта фиксации факта прохождения автомобилем техосмотра.
Еще на стадии обсуждения инициативы в первом чтении депутаты поинтересовались у представителя кабмина, какие гарантии он может дать, что новые правила техосмотра не опустошат кошельки россиян.
«К увеличению в два-три раза это не приведет, — заверил замглавы Минэкономразвития РФ Савва Шипов. — Подорожание будет незначительным».
По его словам, предусмотрен особый механизм, ограничивающий стоимость техосмотра: ФАС по специальной методике устанавливает предельную цену. В рамках этого лимита субъекты смогут устанавливать свои пороги тарифов. В 2019 году максимальная официальная стоимость ТО зафиксирована в Ненецком автономном округе — 1099 рублей, минимальная - в Орловской области, где за диагностику возьмут 300 рублей. В среднем по стране цена колеблется в районе 500 рублей.
В 2019 году максимальная официальная стоимость ТО зафиксирована в Ненецком автономном округе — 1099 рублей, минимальная — в Орловской области, где за диагностику возьмут 300 рублей.
Представители аккредитованных операторов ТО ранее не раз жаловались, что бизнес по проведению техосмотра малорентабелен. Теперь они говорят, что если вопросы видеофиксации и прочих технических процедур переложат на плечи операторов, то тогда многие компании просто разорятся и уйдут с рынка.
Ко второму чтению законопроектов Правительство подготовило ряд поправок, усиливающих административную ответственность всех участников системы техосмотра. За выдачу диагностической карты на машину, которая не приезжала на осмотр, оштрафуют не только организацию (на 200-300 тысяч рублей), но и должностных лиц (на 30-50 тысяч рублей), а также рядовых сотрудников (на 5-10 тысяч рублей). В первоначальной редакции документа, принятого Госдумой в первом чтении, юрлицам грозил штраф от 50 до 100 тысяч рублей, а должностным лицам — от 10 до 15 тысяч рублей.
При этом наказание для тех, кто проводит техосмотр без аккредитации Российского союза автостраховщиков, предполагает, помимо штрафа в 300 тысяч рублей, лишение свободы до пяти лет. Уголовная ответственность предусмотрена в том случае, если в махинации по выдаче левых диагностических карт была задействована группа лиц или продажа подделок принесла мошеннику особо крупный доход.
Первый зампред Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Лысаков поддерживает ужесточение ответственности за нарушения в системе технического осмотра.
5732 аварии произошло в 2018 году из-за неудовлетворительного технического состояния автомобиля, в которых погибли 960 человек и 8160 получили ранения.
«Правильно, что вводится уголовная ответственность за фальсификацию диагностических карт, — убежден депутат. - Это отобьет у операторов техосмотра желание вписать в базу автомобиль, который не проходил диагностику».
Вячеслав Лысаков также рассказал, на кого направлено введение административной ответственности за управление автомобилем, не прошедшим технический осмотр.
«Штраф две тысячи рублей предусмотрен для тех, чьи машины должны проходить технический осмотр два раза в год, — пояснил депутат. - Сегодня такая обязанность действует в отношении водителей такси, автобусов и грузовых автомобилей, предназначенных для перевозок людей, а также автомобилей для перевозки опасных грузов».
Зачастую владельцы такого «спецтранспорта» проходят один раз техосмотр, получают полис ОСАГО на год и больше на плановую диагностику не приезжают. Забывчивых автовладельцев будут определять на дороге с помощью камер и извещать о правонарушении по почте. Так как водитель может оказаться в прицелах камер несколько раз за одну поездку, то планируется штрафовать его только за первое попадание в объективы в данные сутки.
«Обычные автовладельцы, имеющие действующий полис ОСАГО, могут не беспокоиться — возить с собой диагностическую карту по-прежнему будет не нужно, - заверил Вячеслав Лысаков. - Страховой договор без техосмотра водитель получить не сможет, следовательно, штрафовать его можно только за езду без полиса».
По действующим нормам, если водитель не оформил договор ОСАГО или просрочил его, то ему придется заплатить 800 рублей.
Кроме того, фирмам, не имеющим аккредитации операторов, запретят рекламу услуг по техосмотру и оформлению диагностических карт. Если будет выявлен сайт, содержащий информацию о незаконных услугах, он будет блокироваться через реестр Роскомнадзора.
Ужесточение штрафов, по мнению члена Комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Евгения Марченко, не будет работать из-за отсутствия системы надзора за операторами.
«После того как техосмотры передали в ведение страховых компаний, у нас вся страна покупает эти диагностические карты в страховых компаниях, техосмотры никто не проходит, и даже новые статьи в УК ни к чему не приведут, — уверен парламентарий. - Выход только один - вернуть техосмотр в ГИБДД, пусть деньги за техосмотр получает бюджет, пусть получает государство, и качество техосмотра будет на порядок выше».
Напомним, Госавтоинспекцию исключили из системы техосмотра в 2011 году и теперь постепенно возвращают в эту чувствительную сферу. В частности, законопроектом устанавливается, что МВД будет следить за соблюдением правил техосмотра, а Российский союз автостраховщиков станет контролировать их соответствие требованиям аккредитации операторов ТО.
Также, согласно новой редакции поправок, к ГИБДД вновь перейдет контроль над техосмотром автобусов, чтобы на рейсах не появлялся транспорт, использование которого несет угрозу жизни. Порядок проверки автобусов пропишут отдельным постановлением Правительства, в Законе «О полиции» закрепят необходимые полномочия для инспекторов ГИБДД.
Еще одной революционной новацией в предлагаемой реформе ТО должен был стать отказ от бумажных диагностических карт и переход на их электронный эквивалент. Предполагалось, что цифровой документ будет визировать квалифицированной электронной подписью эксперт, проводивший осмотр, после чего данные диагностической карты окажутся в ЕАИСТО. Это поможет в том числе эффективно противодействовать торговле левыми картами посредниками, не имеющими доступа к базе.
Однако в последний момент в Правительстве решили остановиться на промежуточном варианте, так как не все граждане нашей страны доверяют цифровым технологиям. В марте этого года кабмин внес поправки, допускающие вариант, когда любой человек мог бы распечатать диагностическую карту на бумаге.
«Мы все поклонники электронного документооборота и всячески его внедряем, но все-таки надо идти людям навстречу в ситуациях, когда электронная форма становится неудобной, недостижимой, — пояснил тогда председатель Правительства Дмитрий Медведев. - Во всяком случае, в качестве временной меры, пока электронная форма не станет повсеместной».
Мы все поклонники электронного документооборота и всячески его внедряем, но все-таки надо идти людям навстречу в ситуациях, когда электронная форма становится неудобной.
Согласно поправке, автовладелец после прохождения техосмотра может бесплатно получить у оператора бумажную выписку из своей электронной диагностической карты. В случае утраты или порчи выписки гражданин может повторно обратиться к любому оператору технического осмотра, но услуга будет уже платной — одна десятая предельного размера стоимости за проведение технического осмотра, установленного в регионе.
Кроме того, для защиты от массового выпуска диагностических карт планируется закрепить пропускную способность пункта техосмотра. По специальной методике будет рассчитываться пропускная способность пунктов техосмотра, ее нельзя будет превышать более чем на пять процентов.
Понравилась ли Вам статья?