- Главная
- Новости
- Законодательство
- Как птица Феникс
Способна ли очередная реформа возродить техосмотр в России? Мнение эксперта.
Самой «горячей» темой этой недели было принятие в первом чтении пакета законопроектов о пересмотре системы техосмотра. Напомним, что эти документы нацелены на борьбу с мошенничеством с диагностическими картами: предлагается ввести фото- и видеофиксацию процедуры ТО, передать контроль за соблюдением правил проведения техосмотра МВД России, повысить штрафы для станций техосмотра за оформление фальшивой диагностической карты, а также ввести штраф за управление машиной без диагностической карты для водителей.
О том, почему техосмотр сейчас требует реформирования и какие надежды стоит возлагать на изменения в законодательстве редакция TIAP.RU спросила у руководителя рабочей группы по техосмотру НП «Транспортный союз Северо-Запада» Александра Юрьевича Довгалюка.
Александр Юрьевич, скажите, пожалуйста, почему сейчас около 80–90% диагностических карт выдаётся без реальной проверки автомобиля?
Изменившееся законодательство, в том числе федеральный закон №170, подписанный Дмитрием Анатольевичем Медведевым в 2011 году, в корне изменил ситуацию с техническим осмотром и фактически отдал Российскому союзу автостраховщиков (РСА) в руки бразды правления этим законом. Это было первый прецедент, когда государственную функцию отдали негосударственной организации.
РСА немного подстроил техосмотр под себя — установил чёткую зависимость оформления полиса ОСАГО от прохождения автомобилем технического осмотра. В связи с этим возникла такая ситуация, что с потерей госконтроля ТО произошёл перенос коррупционной составляющей от ГИБДД в такую же составляющую, но уже у страховщиков.
Со временем всё свелось к тому, что стал появляться «лояльный техосмотр» — страховые агенты начали привозить полис в любое удобное для потребителя место. А поскольку техосмотр стал неким приложением к полису ОСАГО, то он потерял функцию обязательного прохождения. Кроме того, была отменена обязательная фотофиксация процедуры ТО, которая действовала с 2008 по 2011 год. А там, где есть слабина, наши люди всегда используют это. Поэтому спустя 7 лет возникла такая ситуация, что граждане вообще перестали приезжать на станции ТО и начали оформлять диагностические карты вместе с полисом осаго дистанционно.
Поправки, которые вчера прозвучали В Госдуме, стали нашими многолетними совместными усилиями для приведения ТО в более или менее правильное русло, чтобы он совсем не потерял свою функцию.
По вашему мнению, этот пакет законопроектов поможет полностью искоренить «серый» техосмотр?
Основополагающие принципы для этого в документах заложены. Среди них — обязанность видеофиксации, которая предусматривает ужесточение контроля за проведением ТО. В период с 2008 по 2011 год фотофиксация была и 90% наших граждан приезжали на станции для реального прохождения ТО. Важны и другие нововведения, такие как ограничение пропускной способности станций, возвращение надзорной функции ГИБДД, а также введение уголовной ответственности для операторов ТО без аккредитации. Всё это вместе должно повлиять на возврат техосмотра как такового.
Как эти нововведения повлияют на автовладельцев? Изменится ли цена ТО?
За последние 7 лет в России произошла очень сильная инфляция. С того момента, как закон о техосмотре был издан, тарифы не менялись практически нигде. Как бизнес-составляющая, ТО совсем неинтересен ни для какого сообщества, потому что невозможно окупить необходимые затраты для реального поддержания этого бизнеса, так что здесь давно назрели перемены, в том числе, и в плане изменения тарифов, чтобы эта процедура была более правильной.
Автовладельцы всё равно платили какие-то адекватные деньги за проведение ТО. Так, при максимальном пороге в 881 руб. в Санкт-Петербурге при дистанционном оформлении ТО страховые агенты всё равно получали с людей 1,5 тыс. руб. Поддержание автотранспорта в технически нормальном состоянии — это прежде всего безопасность граждан и водители это понимают.
А центры техосмотра справятся с таким потоком машин, если техосмотр будет проводиться не 5 минут, как сейчас, а полчаса, как положено?
На данный момент станций стало в 1,5 раза больше, нежели в 2012 году: если тогда было около 2 тыс. аккредитованных станций, то на данный момент таких станций уже порядка 5 тыс. Поэтому должны справиться. К тому же рыночные механизмы могут сработать — если эта услуга реально будет востребована (не так как сейчас), то я думаю, что бизнес может среагировать и ввести дополнительное количество станций. Между тем при текущей форме работы количество станций можно назвать избыточным.
Те компании, которые давно трудятся в этой области, истосковались по нормальной работе. Когда произойдут перемены — будет приток машин, пропадёт формальная продажа диагностических карт, будет нормальная экспертная работа.
Что ещё важно учесть?
Сейчас важно, чтобы в отрасли произошли правильные перемены, чтобы те хорошие наработки, которые были сделаны РСА, не были ликвидированы. Нужно это сохранить, а те функции, которые они не могли выполнять, нужно дополнять функционалом ГИБДД и усилиями всех ведомств, чтобы техосмотр в России возродился, так как это будет влиять на безопасность дорожного движения.
Понравилась ли Вам статья?