Законодательство

Реформа сферы такси застряла в доработках

  • 07 Февраля 2020
  • 289
  • 0
  • 10
Мишунина Ольга

«Старый» законопроект «загублен», да и в новом есть недочёты.


Необходимость реформирования отраслевого закона о такси назрела уже давно, с этим уже никто не спорит — ни представители власти, ни участники рынка. Попытки принять поправки к закону были многократными, но не принесли плодов. Основной законопроект, работа над которым велась более шести лет, вновь подвергнулся критике государственно-правового управления (ГПУ) администрации президента: там отмечают, что документ требует доработки.

Напомним, что эта инициатива предполагает введение ответственности онлайн-агрегаторов заказов и ужесточение обязанностей таксистов. Законопроект был принят в первом чтении в 2018 году, после чего последовали доработки. В сентябре 2019 года ГПУ жёстко раскритиковал документ. Далее его снова доработали, но и новая его версия недавно была отвергнута ГПУ. Там пояснили, что законопроект предусматривает создание федерального реестра легкового такси и служб заказа такси, а также реестра, содержащего данные водителей, однако какое ведомство будет заниматься запуском систем — не ясно, не определены и источники финансирования работ.

Кроме того, депутаты предлагают запретить управлять такси всем водителям с иностранными правами, включая граждан Киргизии и других стран с государственным русским языком (на данный момент для них сделано исключение). В ГПУ отмечают, что эти изменения коснутся всех водителей, задействованных в любых видах перевозок (не только в такси), а это уже требует дополнительного обоснования. Раскритикована была и норма, согласно которой Правительство РФ должно установить единый порядок выдачи разрешений на работу в такси. В ГПУ считают, что регионы должны самостоятельно утверждать эти правила.

Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Иванович Лысаков (один из авторов законопроекта) считает, что неоднократная критика ГПУ свидетельствуют, что документ необходимо снять с рассмотрения. По его словам, в результате работы концепция законопроекта изменялась и «здравого смысла в ней не осталось»: «Текст получился репрессивный и не учитывает реалии сегодняшнего дня». Депутат считает, что «документ загублен» и принимать нужно альтернативный законопроект о реформе такси, внесённый в Госдуму группой парламентариев во главе с секретарём генсовета «Единой России» Андреем Анатольевичем Турчаком в конце декабря 2019 года.

Эксперты же находят изъяны как в «старом», так и в «новом» законопроекте. Так, представительница общественного движения «Синие ведёрки» Елена Гращенкова отмечает, что в первом документе агрегаторов такси заложена возможность уйти от ответственности перед пассажиром, если таксопарк не передал агрегатору сведения о статусе разрешения на деятельность.

«Нельзя ставить пассажира в зависимость от правоотношений между хозяйствующими субъектами», — поясняет Гращенкова.

В «новом» законопроекте правозащитница также нашла ряд «существенных недоработок». Помимо того, что он тоже позволяет агрегаторам уйти от ответственности перед пассажиром, в нём вообще не раскрывается вопрос тарифообразования. Кроме того, ответственность агрегаторов в этом документе ограничена суммой 2 млн руб.

«То есть, если, к примеру, пассажиру будет причинён ущерб на 5 млн руб., он не получит этих денег, хотя в действующем Гражданском кодексе таких ограничений нет», — подчёркивает Гращенкова.


Понравилась ли Вам статья?

Нравится10
  • 07 Февраля 2020
  • 289
  • 0
Мишунина Ольга