Какие изменения ждут автомобилистов?

Сегодня, 28 апреля в России в силу вступает закон, устанавливающий приоритет натурального возмещения по ОСАГО. Последние полгода было очень много разговоров о предстоящей реформе. До подписания закона президентом в него вносилось много изменений, обсуждалось всё больше спорных моментов, его вступление в силу откладывалось.

Напомним, что на реформе ОСАГО настаивало страховое сообщество. По мнению автостраховщиков, введение натурального возмещения ущерба по ОСАГО позволит пресечь мошеннические действия недобросовестных юристов в сфере автострахования.

Итак, давайте разбираться, в чём заключается суть реформы? Прежде всего, необходимо разъяснить: что же такое приоритет натурального возмещения? Это понятие означает, что за редким исключением, после ДТП, водители будут обращаться к страховщикам не за получением денежной компенсации, а за направлением на ремонт. Напомним, что раньше водитель мог выбирать — получить материальное возмещение и самостоятельно восстанавливать машину или доверить ремонт одной из станций техобслуживания (СТО) из реестра автостраховщика.

Выходит, что теперь денежную компенсацию получить нельзя?

Такая возможность сохраняется в определённых случаях. В частности, материальная компенсация будет выплачена при наступлении впоследствии ДТП смерти потерпевшего или причинения вреда его здоровью (тяжкого или средней тяжести). В случае полной гибели машины также полагается денежное возмещение или же, если расчётная стоимость необходимого ремонта будет выше установленного лимита страхового возмещения. Текущий лимит — это 400 тыс. руб. Такое правило действует и в случаях превышения лимита возмещения по европротоколу (50 тыс. руб.). Если же ДТП случилось в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге или Ленинградской области — лимит будет равен 400 тыс. руб., даже если полис ОСАГО оформлялся в другом регионе.

По новым правилам, водитель будет иметь право требовать денежное возмещение, если страховщик не имеет возможности произвести ремонт на СТО, предложенной им ранее. Помимо этого, получить компенсацию в денежном эквиваленте смогут также отдельные категории инвалидов.

Ремонт будет проводиться лишь на СТО страховщика?

Здесь тоже есть исключения. Да, водитель вправе выбрать компанию их списка самого страховщика. При этом он имеет право получить информацию обо всех условиях предлагаемых СТО — их специализации, ориентировочных сроках ремонта. Однако застрахованный водитель сможет отправить свою повреждённую машину в другую автомастерскую, которая не значится в реестре страховой организации. В этом случае, конечно, не избежать согласования со страховщиком.

Согласно новым поправкам в закон об ОСАГО, расстояние до СТО от места ДТП или от места проживания водителя не может превышать 50 км — клиент имеет право сам определить откуда совершать расчёт. Если СТО находится дальше — страховщик обязан за свой счёт доставить машину потерпевшего в ремонт.

Как будет проводиться ремонт машин на гарантии?

Владельцы машин не старше 2 лет, имеющие на неё гарантию, вправе рассчитывать на ремонт в авторизованных центрах. В безвыходных ситуациях — если ни одна из автомастерских из перечня страховщика не отвечает требованиям организации ремонта по условиям ОСАГО в отношении конкретного автовладельца — он либо получит денежное возмещение, либо ремонт будет проведён на одной из СТО страховой по предварительному соглашению с автовладельцем.

Каковы условия ремонта по полису «автогражданки»?

Законом определён срок ремонта машины — не более 30 рабочих дней, а за каждый день просрочки со страховой будет взиматься штраф — 0,5% от суммы компенсации. Если на СТО оценят время ремонта более чем в 30 дней, то они вправе этот срок согласовать с автовладельцем и страховщиком.

Очень важное изменение: теперь при ремонте могут применяться лишь новые детали и узлы. На проведённые работы будет даваться гарантия полгода, на кузовные и лакокрасочные работы — 2 года.

Как рассчитывается сумма денежного возмещения?

При натуральном ОСАГО по новым правилам сумму возмещения исчисляют без учёта амортизации машины и его деталей. А если имеет место денежная форма компенсации, износ всё-таки будет вычтен.

В какую страховую компанию нужно обращаться после ДТП?

Обращаться в любом случае необходимо в свою страховую — даже если в ДТП участвовали более двух авто. После подачи заявления у автостраховщика есть 30 рабочих дней, чтобы принять решение по поводу каждого конкретного страхового случая.

Стоимость ремонта превышает лимит страхового возмещения — что делать?

Вы сможете доплатить недостающую сумму из собственных средств. Это возможно и в случае установления обоюдной вины участников аварии, когда страховщики при определении величины возмещения применяют понижающие коэффициенты.

Кто отвечает за качество ремонта?

За нарушение сроков и некачественный ремонт ответственность несёт страховая компания. Закон дисциплинирует автостраховщиков — ЦБ теперь сможет наказать организацию, на которую за год как минимум дважды аргументированно пожаловались за некачественную работу по организации ремонта. Это грозит для организации потерей права выдавать направления на ремонт в приоритетном порядке. Покрывать ущерб от ДТП они смогут лишь в денежной форме. Выходит, страховым компаниям выгодно включать в свой реестр СТО только те компании, которые выполняют свою работу без нареканий.

На всех ли распространяется закон?

Действие закона будет распространяться только на полисы, оформленные с 28 апреля 2017 г. Для договоров, заключённых раньше этой даты, натуральное возмещение также можно получить, но исключительно по согласованию со страхователем.

Обращаем ваше внимание, что нововведение касается исключительно легковых автомобилей, принадлежащих физическим лицам. Это означает, что для грузовых машин, автобусов, мотоциклов всё остаётся по-прежнему. Также закон не распространяется на легковые авто, зарегистрированные на компании.

  • 28 Апреля 2017
  • 529
  • 0
Ермакова Ольга