Законодательство

Важна не только цена, но и качество

  • 13 Февраля 2018
  • 164
  • 0
Юридическая служба ТИАП.РУ

Минтранс предлагает изменить действующую систему выбора операторов муниципальных автобусных маршрутов.

Министерство транспорта предлагает вернуть такую систему выбора операторов муниципальных маршрутов, которая учитывала бы не только цену, но и качество перевозок. Ведомство приступило к разработке соответствующих поправок к законодательству.

В России уже три года действует закон, который регулирует работу на рынке автоперевозок в городах. Однако этот закон не определяет порядок установления цены контрактов по регулярным перевозкам пассажиров и критерии оценки участников закупки. Соответственно сейчас госконтракты в этой сфере заключаются на общих основаниях в форме открытого аукциона (на понижение цены), а, учитывая, что минимальные цены могут предложить и фирмы однодневки, которые готовы экономить за счёт качества перевозок и безопасности пассажиров — этот механизм нуждается в пересмотре.

Отдельные муниципалитеты, понимающие риск аукционов, пытались отказаться от них при заключении госконтрактов, на что получали предписания прокуратуры. Поправки в законодательство о госконтрактах, предлагаемые Минтрансом, должны позволить учитывать особые условия контракта (они невозможны при закупках в форме аукциона или посредством запроса котировок) при перевозке по регулируемым тарифам, предусмотренные законом об организации перевозок. Тогда они смогут проводиться в форме конкурса или же перевозка на социально ориентированном маршруте будет закупаться у единственного поставщика.

Выяснилось также, что, отдельные муниципалитеты нашли своеобразную «лазейку» в законе — не имея ограничений по срокам контрактов, там их заключали сроком на неделю, чтобы сумма контракта была меньше 100 тыс. руб., что даёт право не проводить аукционы.

Ещё одна проблема связана с размером лота — закон о госзакупках никак его не ограничивает. Муниципалитет может в один лот соединить все свои маршруты или сделать лот на один маршрут. В первом случае такой лот будет неисполним для небольших компаний, а во втором — не будет интересен большим перевозчикам.

Минтранс намерен уточнить и порядок определения цены контракта, и критерии оценки участников закупки. Так в ведомстве считают, что объём предусмотренных контрактом работ должен устанавливаться в отношении каждого класса транспортных средств в километрах пробега и часах работы.

Президент Московского транспортного Союза Юрий Юрьевич Свешников отметил, что тарифы иногда не поднимаются муниципалитетами по несколько лет, и они ниже себестоимости перевозок в два, а то и в три раза. В результате 65% автобусов в России старше 10 лет, парк не обновляется, перевозчик экономит на безопасности, отмечает эксперт

Кроме того, Минтранс предлагает возложить на заказчиков обязанность предоставления подрядчику субсидий для компенсации его дополнительных расходов, возникших после заключения контракта, например, из-за увеличения акцизов на топливо или обязательного с лета этого года оборудования муниципальных автобусов тахографами.

  • 13 Февраля 2018
  • 164
  • 0
Юридическая служба ТИАП.РУ