Законодательство

Законопроект: карпулинг рекомендовали пока не госрегулировать

  • 20 Февраля 2022
  • 326
  • 0
  • 10

Совет по кодификации не нашел убедительных доводов о необходимости специального регулирования сервисов поездок с попутчиками.


Разработанный Минтрансом законопроект о регулировании перевозок, осуществляемых через сервисы совместных поездок, не решит проблему нелегальных междугородних такси. К такому выводу пришли члены Совета при Президенте России по кодификации и совершенствованию законодательства на заседании Совета 17 февраля. Соглашаясь на поездку с незнакомым человеком, пассажир всегда действует на свой страх и риск, и вряд ли какой-либо закон сможет на сто процентов его защитить, считают эксперты «Парламентской газеты».

Да, существуют нелегальные перевозчики

Разработчики законопроекта о регулировании сервисов совместных поездок, которые называют карпулингом, стремятся вместо урегулирования отношений в данной сфере и защиты прав обеих сторон, то есть водителя и пассажира, лишь поставить под жесткий госконтроль повседневные отношения по перевозке, которые уже в достаточной степени урегулированы нормами и принципами гражданского права. Об этом после заседания Совета по кодификации заявил председатель Совета Павел Крашенинников.

«Из пояснительной записки невозможно установить, почему его разработка должна быть признана необходимой, — говорится в распространенном пресс-службой Крашенинникова сообщении. — Да, существуют нелегальные перевозчики, осуществляющие коммерческую деятельность под видом совместных поездок с попутчиками, однако это не свидетельствует о том, что для упорядочения перевозок попутчиков, совершаемых время от времени, требуется целенаправленное и обширное дополнение действующего законодательства».

В Совете отметили, что запрет перевозчику свободно определять стоимость поездки и обсуждать ее с попутчиком нарушает принцип свободы договора, как и ограничение количества поездок одного и того же водителя. Эксперты не видят необходимости и запрещать перевозки другими транспортными средствами, кроме как легковыми авто. Из текста законопроекта остается непонятной форма договора между пассажиром и водителем — письменная или устная, добавили в Совете по кодификации.

Документа нет, карпулинг есть

Законопроект о карпулинге не могут принять уже несколько лет. Первую версию Минтранс предложил в 2019 году, однако в Минэкономразвития документ раскритиковали, отметив, что он не учитывает поездки, о которых договорились в устной форме или на других площадках, кроме агрегатора. Критику вызвал и пункт, который запрещает оплату поездки наличными, что противоречит положениям Гражданского кодекса.

Документ доработали и представили уже в 2021 году, разрешив оплачивать совместные путешествия наличными. В новой версии уточнили максимальное число поездок не только за сутки, но и за неделю, чтобы исключить коммерческие перевозки в формате такси. Но этот вариант не понравился уже Совету по кодификации. В феврале этого года Минтранс зашел на очередной и, как оказалось, вновь неудачный виток.

Напомним, закон о совместных поездках решили принять после резонансного убийства водителем такого сервиса своей пассажирки в Подмосковье в декабре 2018 года. Звучали разные мнения, вплоть до полного запрета карпулинга, но с тех пор столь громких происшествий с сервисами поиска попутчиков не было, и они продолжили свою работу.

Зачем нужен бартер

Совместные поездки намного дешевле, чем использование такси или общественного транспорта. Доехать из Петербурга в Москву через сервис BlaBlaCar можно даже за 500-700 рублей, тогда как самый дешевый билет на поезд стоит больше тысячи. Предложений всегда много практически по любым маршрутам. Есть даже поездки из Москвы или Санкт-Петербурга в Сочи.

Не так давно карпулинг-сервисы разрешили регистрироваться в них автобусам, выполняющим полноценные коммерческие перевозки. Наличие разрешительных документов для таких водителей обязательно. Сервис же зарабатывает на относительно небольшой комиссии, которую он берет с водителя.

Карпулинг-сервисы формируют рейтинги водителей и пассажиров на основе их отзывов друг о друге. Чем больше поездок, тем объективнее информация. Это в какой-то степени может быть гарантией безопасности. За нарушение внутренних правил сервиса в нем могут заблокировать как водителя, так и пассажира.


Понравилась ли Вам статья?

Нравится10
  • 20 Февраля 2022
  • 326
  • 0