Экономика

Беспилотный транспорт: законодательство пока не готово

  • 30 Ноября 2018
  • 606
  • 0
  • 00
Ермакова Ольга

Развитие технологий автопилота значительно опережает их отражение в мировых законах.

Во многих странах мира сейчас проходят успешные тесты беспилотных автомобилей, однако до их внедрения в транспортную систему ещё далеко: очень много вопросов пока не решено. Даже если начинать с понятий — единой терминологии пока нет, хотя большую популярность получила классификация, выдвинутая международным Сообществом автомобильных инженеров (SAE).

Стандарт J3016 описывает различные классы автоматизации автомобилей: от нулевого, при котором все аспекты движения поручены человеку, и до пятого, когда водитель уже никак не участвует в управлении.

Вне закона

В России формально уже разрешено тестировать беспилотные автомобили на дорогах общего пользования, но в их салонах обязательно должны присутствовать операторы, которые будут внимательно следить за поведением автопилота и будут готовы в любой момент взять управление на себя. При этом чёткого отражения в законодательстве автономные машины пока не имеют.

Впрочем, полноценного законодательства о беспилотном транспорте нет ни у одной страны мира. Однако небольшие подвижки в этом вопросе всё же имеются. Так, в 2014 году по инициативе Австрии, Бельгии, Германии, Италии и Франции в международной Конвенции о дорожном движении появились поправки, легитимизирующие такие средства помощи водителю, как круиз-контроль или система помощи в торможении. В 2016 году они начали действовать, в том числе и в нашей стране.

Есть исключения

В отдельных странах Европы и штатах США совсем недавно стало разрешено тестирование высокоавтоматизированных машин без присутствия в автомобиле страхующего водителя. Ближе других к юридическому принятию беспилотного транспорта продвинулись в Германии: в июне 2017 года местный закон о дорожном движении разрешил использование автомобилей высокого уровня автоматизации. То есть законом там разрешено уже не просто тестирование беспилотника, а обычное пользование им, правда, водителю при этом необходимо следить за дорожной ситуацией.

Правда, для беспилотных машин в Германии введён повышенный лимит ответственности. Если для ДТП с участием обычной машины максимальный размер страховой выплаты для компенсации ущерба составляет 5 млн евро, то для беспилотника — 10 млн. Кроме того, каждая такая машина должна быть оборудована «чёрным ящиком», который фиксирует всё происходящее.

Безопасность

С точки зрения безопасности дорожного движения, возможно, и не стоит торопиться с принятием законов для беспилотников и активным внедрением их в обычную жизнь. 

Сначала необходимо решить массу важных вопросов, например, какое решение должна принять самоуправляемая машина, если причинение вреда человеку неизбежно — сохранить жизнь пассажиров, которых перевозит или спасти пешехода? А также: кто несёт ответственность за такие аварии — владелец авто или изготовитель? На какую сумму страховать ответственность автопилота, должны ли страховые полисы для таких машин быть дешевле?

Понравилась ли Вам статья?

Нравится00
  • 30 Ноября 2018
  • 606
  • 0
Ермакова Ольга