Экономика

BlaBlaCar меняет российский рынок автоперевозок

  • 15 Мая 2017
  • 1937
  • 0
  • 00
Ермакова Ольга

Приложение BlaBlaCar уже вытесняет автобусных перевозчиков, а когда в России появится и BlaBlaLines потесниться придётся даже таксистам.

Как мы сообщали ранее, французская райдшеринговая компания BlaBlaCar запустила новый сервис — BlaBlaLines. Приложение предназначено для поиска попутчиков для относительно коротких поездок по регулярным маршрутам. В России он пока недоступен — компания сообщает, что вначале приложение будет действовать лишь в нескольких французских городах.

История BlaBlaCar началась с 2003 года, когда у Фредерика Маззелла (Frederic Mazzella) появилась идея создания сервиса, объединяющего водителей и пассажиров, которым по пути. Руководствуясь принципами экономики совместного потребления (sharing economy), сервис райдшеринга предложил водителям брать в междугороднюю поездку попутчиков, которые смогут компенсировать его затраты на бензин и просто составить компанию в пути. В 2006 году началась реализация этого проекта. На данный момент сервис работает в 22 странах, в том числе и в России. Причём наша страна стала ключевым рынком для компании.

Отметим, что объём рынка междугородных пассажирских перевозок наземным транспортом в России составляет около 300 млрд руб. в год, и BlaBlaCar (BlaBlaLines), а теперь ещё и новый российский проект BeepCar способны составить конкуренцию на этом рынке привычным электричкам и междугородным автобусам.

В некоторых регионах уже заметно влияние компании BlaBlaCar на рынок перевозок, например, в Татарстане. В конце прошлого года на самых популярных у жителей Казани направлениях число пассажиров, перевезённых автотранспортными компаниями, по сравнению с 2015 г. снизилось довольно значительно — на 35 процентов. Получается, такая часть людей освоила для себя новый способ перемещения — разделяя стоимость бензина с попутчиками, найденными через BlaBlaCar.

Лишь по одному маршруту «Казань — Набережные Челны» каждый день открыто около 80 предложений от водителей. То есть, потенциальный объём перевозок пассажиров (при условии четырёх свободных мест в машине) можно оценить в 320 человек в сутки или около 6 плацкартных вагонов. Другими словами, приложение BlaBlaCar на российском рынке население встретило с энтузиазмом, и, скорее всего, подобной реакции можно ожидать и от возможного выхода на рынок РФ нового приложения BlaBlaLines.

В чём же принципиальная разница между уже довольно известным приложением BlaBlaCar и новой, отдельной версией сервиса — BlaBlaLines? Она заключается в маршрутах поездок: если сервис BlaBlaCar специализируется на разовых междугородных перевозках, то BlaBlaLines позволяет подбирать попутчиков на более короткие и регулярные «рейсы». Например, водитель, который каждый день в одно и то же время едет на работу по своему обычному маршруту с помощью приложения сможет найти попутчиков и подбирать их подобно общественному транспорту. А пользователи-пассажиры при этом имеют возможность найти подходящего по времени водителя на необходимом им маршруте.

На чём зарабатывает фирма? В части европейских стран уже введена монетизация — сервисный сбор за предоставление услуг. В нашей стране комиссия для пассажиров при использовании сервиса BlaBlaCar в качестве теста вводилась на маршруте Екатеринбург — Челябинск. Она составляла 20% от стоимости поездки (при этом водитель ничего не платил). О дальнейшей монетизации компания пока не сообщает. Что касается BlaBlaLines — на первых этапах плата взиматься не будет, и только когда рынок сформируется, компания введёт комиссию.

Как рассказывают представители компании, в разных странах сервис BlaBlaCar встречают по-разному. Во многом это вопрос доверия. В Испании и Германии пользователям было необходимо разъяснять, как проходит проверка профилей и отзывов, модерация, а также вопросы страховки. В Индии компания была вынуждена ввести ID-check (онлайн-идентификацию по документам, удостоверяющим личность) водителей. В России скептиков оказалось гораздо меньше — люди начали с интересом изучать сервис.

Однако одной из причин успеха компании в нашей стране можно назвать и экономический кризис — платёжеспособность россиян снизилась. Водителям стало сложней выплачивать кредит за машину, да и подорожание топлива не лучшим образом сказалось на их финансах, а сервис BlaBlaCar как раз дал возможность сэкономить на бензине. Для пассажиров BlaBlaCar предоставил наиболее бюджетную альтернативу междугородному транспорту.

Успех нового проекта компании — BlaBlaLines, который, вероятно, будет запущен и в России может быть определён не только высоким спросом на относительно короткие ежедневные поездки, но и наличием в нашей стране перебоев в работе регулярного транспорта.

Если это случится — на рынке может появиться новый игрок, который будет, по сути, оказывать услуги коммерческих перевозок. BlaBlaLines сможет конкурировать не только с организациями, осуществляющими регулярные автобусные перевозки, но и с таксомоторными компаниями.

На tiap.ru мы неоднократно обсуждали проблемы деятельности зарубежных информационных агентов (Uber, Gett и т. п.). Предлагая информационную платформу для поиска пассажиров, такие компании постепенно вытесняют других участников рынка, снижая стоимость услуг, которые сами не оказывают и не несут за них никакой ответственности. К появлению таких инновационных компаний российское законодательство было не готово и только сейчас начинает вестись работа по регулированию новой сферы услуг. В частности, с 2017 года в нашей стране определено, что компании, осуществляющие продажу электронных услуг должны уплачивать налог через российских партнёров. И, в том числе компания BlaBlaCar обязана уплачивать налог с комиссии, взимаемой с пользователей приложения.

Однако все водители такси, в том числе подключённые к агрегаторам обязаны иметь разрешение на перевозки пассажиров и багажа, быть сотрудником официального таксопарка или осуществлять свою деятельность от лица ИП и уплачивать все необходимые налоги. Но компания BlaBlaCar не требует соблюдения этих условий, ссылаясь на то, что такую деятельность нельзя назвать коммерческой, так как водитель и пассажиры лишь разделяют между собой затраты на топливо, а целью поездки не является извлечение прибыли.

Экономический термин «коммерческая деятельность» подразумевает получение доходов от реализации товаров или оказания услуг, превышающих по величине затраты на их создание. Однако российским Гражданским Кодексом вводится другое понятие — «предпринимательская деятельность», которая трактуется, как «деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке» [1]. Как мы видим, в этом понятии уже нет ремарки относительно размера себестоимости услуги, так что с правовым статусом совместных поездок могут возникнуть разночтения.

На данный момент такой вид деятельности отдельно не регулируется законодательством и очевидно, что этот пробел ещё предстоит исключить. Это необходимо сделать также и для того, чтобы защитить перевозчиков от экспансии очередных зарубежных информационных агентов.


Понравилась ли Вам статья?

Нравится00
  • 15 Мая 2017
  • 1937
  • 0
Ермакова Ольга