Экономика

Чем живёт рынок такси в России?

  • 27 Сентября 2018
  • 355
  • 0
Ермакова Ольга

IT-компании поглощают друг друга, меняют стратегии развития, а таксопарки попросту разваливаются.

Приход на рынок агрегаторов серьёзно изменил привычный уклад жизни сферы такси. Такси-сервисы, не имеющие собственных машин, начали составлять конкуренцию таксомоторным компаниям. В этой борьбе классическим предприятиям очень сложно победить, учитывая их гораздо большие затраты на обеспечение поездок и значительно меньшие затраты на рекламу.

На российском рынке сейчас работает целый ряд такси-сервисов, которые уже достаточно окрепли, чтобы начать следующий этап своего развития — этап слияний. Весной 2017 года произошло объединение бизнесов Fasten и RuTaxi (бренды «Такси Сатурн», RedTaxi, «Везёт» и «Лидер»). В феврале текущего года завершилось объединение «Яндекс.Такси» и Uber. Для классических таксопарков эти новости вряд ли стали радостными, хотя для водителей и пассажиров сервисов ничего не изменилось.

Доли рынка такси-сервисов растут

Несмотря на то, что несколько лет назад было сложно поверить в активное развитие приложений по заказу такси в регионах России, сейчас цифры говорят сами за себя. По данным исследования аналитического центра при Правительстве России, на июнь 2017 года группа Fasten, «Яндекс.Такси», Uber, Maxim и Gett заняли 32,8% рынка таксомоторных перевозок. При этом Fasten, наиболее популярная в регионах РФ, по доле рынке опережает совместную компанию «Яндекс.Такси» и Uber на 1,9% (12,3% к 10,4 % соответственно).

Агрегаторы диктуют цены

Бесспорно, внедрение современных технологий позволило значительно снизить издержки на каждую поездку, сократило простои машин и время их ожидания. Однако агрегаторы внесли коррективы и в сложившееся ценообразование, начав демпинговать. Отдельные сервисы, привлекая пользователей, работают в убыток, доплачивая водителям за дешёвые короткие поездки.

В ожидании новых конкурентов

К экспансии в Россию готовится эстонский сервис Taxify, который в этом году привлёк $175 млн от концерна Daimler. Кроме того, выйти на наш рынок хочет и китайский сервис DiDi Chuxing — он ищет локального игрока для инвестиций.

Выход на рынок новых IT-игроков усиливает конкуренцию между классическими таксопарками и агрегаторами. За последние два года часть компаний полного цикла либо уже обанкротилась, либо близка к этому. При этом федеральные агрегаторы работают за счёт постоянной поддержки инвесторов, даже несмотря на то, что они не получают прибыли.

Смена формата

Опять же, несколько лет назад бытовало мнение, что заказ такси по телефону уйдёт в прошлое, уступив место заказу такси из приложения. Таксомоторные компании даже начали осваивать технологии и обзавелись собственными приложениями. Однако бывшие исключительно цифровые сервисы начали развивать телефонию — теперь вызвать машину агрегатора можно не только с помощью приложения, но и по телефону.

К чему всё это ведёт?

Рано или поздно агрегаторы займут значительные доли рынка (к тому моменту самих игроков может стать гораздо меньше) и тогда начнётся повышение стоимости поездок. Это закономерно: работе без прибыли обязательно должен прийти конец. Застанут ли этот этап развития рынка классические таксопарки — вопрос открытый.

  • 27 Сентября 2018
  • 355
  • 0
Ермакова Ольга