Экономика

Что будет с рынком такси в России?

  • 24 Июня 2019
  • 3091
  • 0
  • 20
Ермакова Ольга

Тенденции законодательства и прогнозы изменений.


В российской сфере такси уже давно нет порядка — отсутствует надлежащий контроль за исполнением правил перевозок, да и сам таксомоторный рынок с момента принятия «отраслевого» закона (ФЗ-69) изменился кардинально — на нём теперь главенствуют агрегаторы такси, не имеющие до сих пор правового статуса.

Существующей системой государственного регулирования недовольно большинство участников рынка такси и представителей региональных властей. Устраивает такое положение вещей разве что агрегаторов. Между тем практически ежедневно в СМИ появляется информация о ДТП с участием такси.

Требуется настройка

Власти понимают, что необходимо модернизировать схему госрегулирования такси, поэтому в Госдуме не первый год обсуждается законопроект депутатов В. И. Лысакова, Е. С. Москвичёва и В. Б. Ефимова, предусматривающий новые «правила игры». Документом предлагается ввести понятие «агрегатор такси», установить права, обязанности и ответственность этих компаний перед пассажиром. Однако принятие закона затягивается.

По сути, главная идея законопроекта — законодательное закрепление существующей модели работы агрегаторов такси, без каких-либо изменений. Очевидно, что в таком случае для остальных участников рынка ничего не изменится. Однако об этом пока судить рано, потому что ко второму чтению этот документ претерпит изменения на 40–50% (об этом заявлял соавтор документа Евгений Сергеевич Москвичёв).

Какие именно поправки могут быть внесены в законопроект Москвичёв уже рассказывал. Они, кстати, содержат довольно радикальные изменения: предлагается запретить работу иностранных агрегаторов такси и водителей-иностранцев, запретить такси-сервисам устанавливать тарифы такси. Однако попытки ограничить существующую схему работы агрегаторов вызывают активное противодействие. Эксперты опасаются, что любые ограничения деятельности агрегаторов приведут к повышению цен на услуги такси и уменьшению количества такси.

Новые тенденции правоприменения

Напомним, что ранее привлечь такси-сервис к ответственности за оказание услуги перевозки не удавалось, да и вообще агрегаторы чаще всего оставались в стороне в случаях каких-либо проблем их клиентов.

В последнее время ситуация начала меняться, в частности, серьёзным «звоночком» стало решение по делу пассажирки «Яндекс.Такси» Елены Гращенковой. Женщина серьёзно пострадала в ДТП с участием водителя сервиса 30 июня 2016 г. в Санкт-Петербурге и только спустя практически три года (в апреле 2019 года) ей удалось отсудить у агрегатора компенсацию за ДТП в размере в размере 300 тыс. руб. Сумма иска была значительно выше, но Гращенкова согласилась с решением суда, потому что «Яндекс.Такси» впервые был признан ответственным за жизнь и здоровье пассажира.

Ещё один важный прецедент произошёл в середине июня — Арбитраж признал «Яндекс.Такси» агрегатором. Произошло это в ходе рассмотрения дела, в котором такси-сервис обвиняли в ложности предоставляемой через мобильное приложение информации. Заказчику сообщили, что его повезёт индивидуальный предприниматель Алексей Додонов, а в реальности приехавшее такси принадлежало ООО «Кэш Кар». Арбитраж обязал «Яндекс.Такси» сообщать пассажирам фактического исполнителя услуг. При этом суд признал компанию владельцем агрегатора, деятельность которого с 1 января 2019 года регулируется законом «О защите прав потребителей».

Агрегаторы не теряют хватку

Изменения в правовой среде дали понять «Яндексу», что тенденции не в его пользу и нужно искать другие схемы контроля рынка такси. Одна из них была найдена совсем недавно — «Яндекс.Такси» разработал систему электронных путевых листов (ЭПЛ) и предложил властям её внедрить по всей России. Чтобы реализовать эту инициативу, требуются законодательные изменения и сейчас для этого как раз появился удобный случай — можно дополнить существующий законопроект о такси.

Важный вопрос: наименование какого предприятия будет записано в ЭПЛ и, соответственно, кто будет отвечать за безопасность и качество услуги такси? Очевидно, что после решения суда по иску Гращенковой агрегаторы вряд ли захотят взять на себя ответственность как автотранспортное предприятие. Выходит, что отвечать придётся, как и раньше, таксопаркам и индивидуальным предпринимателям.

К тому же внедрение системы электронных путевых листов, которая будет связана с определённым агрегатором такси («Яндекс.Такси») несомненно «привяжет» перевозчиков (таксопарки и ИП) к оператору этой системы, которым, очевидно, станет сам сервис «Яндекс.Такси» (несмотря на то что компания готова передать свои разработки государству). Появление такой системы обрушит на плечи непосредственных перевозчиков, подключённых к агрегаторам такси, дополнительные затраты — плату за пользование системой электронных путевых листов.

Сложный выбор

Законодатели понимают, что реформировать рынок такси можно только через изменения в регулировании деятельности агрегаторов. В то же время они вынуждены считаться с мнением агрегаторов и сильным лобби их деятельности на разных уровнях.

Станет ли реализация ли обсуждаемого законопроекта панацеей для лечения всех «болезней» рынка такси? Вряд ли. Восстановить справедливый баланс сил игроков на рынке этому документу не под силу. К тому же настораживает тот факт, что принятие этого «вымученного» законопроекта может произойти уже в июле, притом, что значительно переработанный текст законопроекта, подготовленный ко второму чтению, пока не обнародован.


Понравилась ли Вам статья?

Нравится20
  • 24 Июня 2019
  • 3091
  • 0
Ермакова Ольга