Экономика

Две проблемы: коррупция и дороги

  • 05 Июня 2018
  • 1154
  • 0
  • 00
Ермакова Ольга

Россия заняла 114-е место из 137-ми в рейтинге качества автодорог 2017–2018 гг. Всемирного экономического форума.

Российская транспортная отрасль развивается, но недостаточными темпами. Открываются новые участки трасс, в том числе и платных, завершилась стройка автомобильной части Крымского моста, 78% федеральных трасс доведены до надлежащего состояния. Работа не прекращается, однако общая картина при этом меняется незначительно.

Цели сейчас поставлены амбициозные: в майском указе президента к 2024 г. даётся задача довести долю соответствующих нормативам региональных дорог до 50% (в 2016 г. им соответствовало 41,5%). Кроме того, к 2030 г. планируется снизить смертность на дорогах до 3,5 человека на 100 тыс. населения (в 2016 г. — 10,8 человека).

Сейчас Россия значительно отстаёт от большинства развитых и даже развивающихся стран по уровню развития дорожной сети. В рейтинге качества автодорог 2017–2018 гг. Всемирного экономического форума Россия заняла 114-е место из 137 стран (на 113-м – Бенин, маленькая страна в Западной Африке, на 115-м — соседний Казахстан). Индекс качества дорог учитывает среднюю скорость движения на маршруте, связывающем десять или более крупных городов, где проживает не менее 15% общей численности населения, а также показатель прямолинейности дорог и мнение национальных экспертов: учёных и предпринимателей, занятых бизнесом, связанных с отправкой грузов.

Недостаточное финансирование?

Сеть федеральных магистралей в целом приведена в порядок, хотя объёмы строительства новых дорог невелики, комментирует ситуацию директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Яковлевич Блинкин. Но в провинции ситуация зависит от наличия средств в региональных дорожных фондах, которые пополняются за счёт поступлений от акцизов на топливо, транспортного налога, штрафов и отчислений от «Платона». Качество региональных дорог различно, к примеру в Белгородской области нормам соответствуют 65,7% дорог (больше, чем в Подмосковье), в Курской — 43,2%, а в Кировской области всего 22,7% При этом федеральные расходы на дороги в последние годы сократились: по данным Казначейства, финансирование подпрограммы «Автомобильные дороги» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010–2021 гг.)» в 2013–2017 гг. сократилось на 26% до 214,7 млрд руб.

Коррупция?

Вероятно, ситуация с дорогами в России была бы намного лучше, если бы все средства, выделяемые на поддержание их состояния и строительство полностью расходовались на эти цели. К сожалению, значительная часть средств не доходит до строителей и им приходится экономить на материалах и рабочей силе, из-за чего страдает качество покрытия. По расчётам экспертов ВШЭ и МАДИ, коррупционная составляющая достигала 70% цены муниципального и регионального заказа на строительство дорог. Эти шокирующие цифры многое объясняют, не правда ли?

Понравилась ли Вам статья?

Нравится00
  • 05 Июня 2018
  • 1154
  • 0
Ермакова Ольга