Экономика

Стоимость топлива растет. Готовы ли россияне отказаться от бензина?

  • 24 Октября 2016
  • 744
  • 0
  • 00

В ближайшие 5 лет власти РФ намерены только увеличивать акцизы на бензин и дизельное топлива для пополнения бюджета, предусмотренного на ремонт и строительство дорог. Очевидно, что в таких условиях автомобилистам придется присмотреться к альтернативным видам топлива.

Речь идет, прежде всего, о природном газе и электричестве, поскольку о водородных автомобилях в нашей стране еще даже не заводят речь. Между тем, мировые автомобильные корпорации уже ведут разработки прототипов, использующих в качестве топлива для передвижения даже солнечную энергию. А иметь в своем распоряжении электрокар в Европе считается уже не роскошью, а вполне нормальным явлением. Так почему же тогда россиянам так трудно «слезть» с бензина и дизеля?

По словам зампреда комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергея Катасонова, последние 3 года власти достаточно интенсивно вводят акцизы на бензин. Первоначально это было связано с тем, что планировалось отменить транспортный налог, однако его так и не отменили и в ближайшее время не отменят. Повышение акцизов осуществлялось для пополнения бюджета под разными предлогами: чиновники ссылались на скудный дорожный фонд, ужасное состояние дорог.

Так или иначе, в ближайшие 5 лет снижения акцизов на бензин не будет. В результате апрельского повышения ставок акцизов розничные цены на бензин начали незамедлительно расти. По оценкам экспертов, в 2016 году стоимость топлива увеличится на 7-10%, хотя в Минфине уверяют, что показатель не превысит 5%.

Рынок газовой техники в России еще очень молод - лет 5 назад говорить о развитии сегмента продаж газовых автомобилей не приходилось.

При необходимости газовое оборудование устанавливалось отдельно и, в основном, на малый коммерческий транспорт. За прошедшие несколько лет ситуация изменилась, но рынок все еще на стадии формирования. В пользу газа приводят все те же старые-добрые аргументы: он дешевый и экологичный.

Средняя общероссийская цена 1 куб. м газа, что примерно сопоставимо с 1 л традиционного топлива, ниже более чем в 2 раза по сравнению с дизелем и бензином с высоким октановым числом. Средняя розничная стоимость одного кубометра составляет 12 рублей.

При пробеге грузового автомобиля, работающего на газомоторном топливе, 190 000 км экономия составляет около 900 000 рублей. Перевод автомобилей с бензина на газ позволяет в среднем в 5 раз снизить выбросы вредных веществ, что особенно важно для больших городов.

Иван Папазов, руководитель направления газомоторной техники ООО «Скания-Русь»: «Для успешного развития сегмента на рынок необходимо вводить ежегодно около 15-20 тысяч единиц ТС, в России эта цифра составляет около 2 тысяч - это очень медленно. Доля природного газа от всех видов потребляемого топлива в России - около 0,5%. Несмотря на это, газомоторная техника в России - сегмент перспективный, потому что внедрение ее происходит при значительной поддержке со стороны государства».

В следующем году также продолжится стимулирование покупки газовой техники.

Действительно, всеми силами власти пытаются хоть как-то популяризовать газовый вид транспорта. Например, в 2015 году было выделено 3 млрд рублей на закупку автобусов и техники для ЖКХ на газомоторном топливе.

Когда-то в Минэнерго России предлагали на постоянной основе обнулить транспортный налог для владельцев машин, работающих на природном газе. В министерстве считают, что это станет дополнительным экономическим стимулом для перевода автопарка на такие ТС.

Как говорят сторонники газомоторного топлива, важным плюсом является еще и то, что газ не смывает масляную пленку с деталей двигателя и почти полностью сгорает при использовании, не оставляя нагара и сажи. Все это увеличивает срок службы двигателя примерно на 40%. Поэтому при достаточном уровне развития газозаправочной инфраструктуры ГМТ в России может составить достойную конкуренцию традиционным видам топлива. Однако это и является главным камнем преткновения на пути к популяризации газовых машин.

Еще в 2014 году «Роснефть» дала согласие на развитие заправочной сети для газовых машин.

Тут же активизировался «Газпром», который начал строительство федеральной сети автомобильных газонаполнительных компрессорных станций (АГНКС) в 21 регионе России. В 2016 году компания планирует завершить строительство 35 новых станций и реконструкцию четырех действующих. Но в общем масштабе страны этого все равно пока мало.

Еще хуже обстоят дела с электромобилями. После вступления в Евразийский экономический союз в России до сентября 2017 года отменили таможенные пошлины, а Совет ЕЭК взялся за популяризацию экологичного транспорта.

Чиновники предложили наградить владельцев машин с нулевым выбросом вредных веществ в атмосферу определенными преференциями: правом на бесплатную парковку в платных зонах, приоритетный проезд по выделенным полосам, отмену транспортного налога и т.д.

Тем не менее, пока что среднестатистический россиян рассматривает электрокар, скорее, как продвинутый гаджет, нежели автомобиль для реальной ежедневной эксплуатации. За 6 месяцев 2016 года лишь 29 граждан России сделали выбор в пользу машины с электромотором, что на 34% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом чаще всего машины покупались для корпоративного парка.

Причин, по которым электромобили теряют и без того не здравый авторитет, несколько. Во-первых, их рублевая стоимость довольно высокая. Во-вторых, обслуживание электрокара представляет большую сложность для россиян, которые зачастую ремонтируют машины самостоятельно или на СТО знакомых. В-третьих, непонятно пока, как скажется суровый климат на техническом состоянии электромобиля. Наконец, инфраструктура для таких машин не развита даже в крупных городах России.

К примеру, в Петербурге насчитывается только две станции зарядки электрокаров. В ключевых регионах сеть заправок должна стать повсеместной и доступной, лишь тогда потребители смогут задуматься о выборе в пользу электрических автомобилей.

В планах Правительства – первым делом перевести на газ или электричество технику ЖКХ и общественный транспорт. Тогда возникнет и необходимость оперативно решать проблему с инфраструктурой. Что до личных автомобилей, то пока машины с бензиновыми и дизельными ДВС занимают 93% автопарка РФ. Показатель начнет активно падать лишь при условии слишком интенсивного роста стоимости традиционного топлива, как, например, это произошло в Армении и Казахстане.

Понравилась ли Вам статья?

Нравится00
  • 24 Октября 2016
  • 744
  • 0