Экономика

Новый этап передела рынка такси

  • 26 Марта 2018
  • 369
  • 0
Ермакова Ольга

Агрегаторы помогают службам такси пополнить автопарки, а затем получают над ними власть.

До прихода на рынок агрегаторов большинство компаний располагали собственным таксопарком и водителями, а при получении заказов им приходилось рассчитывать только на свои силы — создавать благоприятный имидж, повышать уровень сервиса, проводить рекламные акции своего бренда. Теперь практически все таксопарки подключены к сервисам агрегаторов — получают заказы из их приложений, за что обязаны платить определённый процент от стоимости каждой поездки.

Конкурировать с агрегаторами традиционные таксопарки уже не могут — низкая цена, навязываемая онлайн-сервисами, не позволяет окупить все затраты, которые ложатся на их плечи. Продвижением собственного бренда они заниматься не в силах по той же самой причине. Более того, оклеивая собственные машины фирменными наклейками агрегаторов, они рекламируют уже бренд агрегаторов, а не свой. Тем временем в сознании потребителя понятия смешиваются — клиенты думают, что агрегаторы и есть владельцы этих машин и приравнивают эти сервисы к транспортным компаниям. Сейчас это противостояние (а с другой стороны, сотрудничество) перешло на новый этап. Но обо всём по порядку.

На прошлой неделе «Яндекс.Такси» объявило о планах в текущем году вложить около 100 млн руб. в обновление парка автомобилей такси с помощью партнёрских программ. Таксопарки, которые отберёт компания, получат премии за покупку новых машин при их подключении к «Яндекс.Такси». Эту программу опробуют в столице, а затем запустят в других регионах. В «Яндексе» пояснили, что в первую очередь программа заработает там, где заключены соглашения об информационном сотрудничестве с местными министерствами транспорта. В чём же здесь подвох? Кроме обязанности сотрудничать с «Яндекс.Такси» и, соответственно, поддерживать этот бренд, компании, судя по всему, попадут в зависимость от агрегатора. Таксопаркам, получившим помощь в обновлении таксопарка, будет сложно принимать самостоятельные решения, особенно те, что будут идти в разрез с интересами агрегатора.

Как можно охарактеризовать эту ситуацию? Мы видим, что на рынке действует несколько крупных игроков (агрегаторов), которые начинают диктовать условия мелким игрокам (таксопаркам), создавая высокие барьеры для входа на рынок — налицо признаки олигополии. Почему это плохо? Борясь за рынок, агрегаторы вытесняют с него классические таксопарки, точнее, подчиняют их себе. Пока крупных игроков на рынке несколько, но со временем могут произойти поглощения и слияния и в конечном счёте мы получим компанию-монополиста. К чему это приведёт? Цены могут необоснованно подняться, как и комиссия для таксопарков и индивидуальных предпринимателей. В итоге пострадают и пассажиры и таксисты.

В заключение приведём пример того, как участие одной из томских служб такси в партнёрской программе «Яндекс.Такси» изменило её дальнейшую деятельность. В сентябре 2016 г. Томская область и «Яндекс.Такси» заключили соглашение о сотрудничестве в сфере формирования цивилизованного рынка таксомоторных перевозок. Совсем недавно — в конце февраля 2018 г. «Яндекс.Такси» в рамках указанного соглашения передал ключи от тридцати новых авто одному из томских перевозчиков — «Ё-такси». А уже в начале марта в официальной группе «Ё-такси» руководитель отдела корпоративного обслуживания компании сообщил, что телефон таксопарка теперь принадлежит «Яндекс.Такси». Таким образом, «Ё-такси» перестало быть партнёром «Яндекса», а оказалось поглощённым этой компанией.

  • 26 Марта 2018
  • 369
  • 0
Ермакова Ольга