Экономика

Почему перевозка стройматериалов — слабое звено?

  • 01 Июня 2018
  • 216
  • 0
Ермакова Ольга

Перевозка нерудных материалов сейчас вызывает проблемы как у производителей, так и у транспортников.

Обозреватель издания «Транспорт России», кандидат экономических наук Ирина Полякова обозначила основные проблемы при перевозке различными видами транспорта нерудных стройматериалов: песка, щебня и гравия.

Полякова отметила, что транспортировка стройматериалов автотранспортом на расстояния более 60 км невыгодна. Наиболее предпочтительным для таких перевозок является ж/д транспорт. Но и в этом случае транспортные расходы составляют значительную долю стоимости товара. В частности, цена на щебень и гравий с учётом транспортных расходов возрастает приблизительно на 20–30%, а на песок — до 90%. Из-за этого продукция становится неконкурентоспособной, а вывоз в другие субъекты РФ экономически невыгоден и для поставщиков, и для покупателей. Поэтому географические границы товарного рынка во многом определяются расположением разрабатываемых месторождений по отношению к той или иной группе покупателей.

Железнодорожный транспорт

Основная проблема здесь: катастрофический дефицит полувагонов, которыми сейчас в основном и перевозятся нерудные материалы. Очень много полувагонов «выбывает», при этом нового подвижного состава прибавляется крайне мало. Из-за этого, чтобы отправить партию нерудных материалов из пункта «А» в пункт «Б», сегодня нужно «встать в очередь». Кроме того, железной дороге гораздо выгоднее перевозить уголь, металл или зерно, чем нерудные материалы, что осложняет не без того трудную ситуацию.

Водный транспорт

Та же проблема возникает и при перевозке щебня по рекам: сначала баржи заполняются зерном, потом металлом, а уже потом нерудными грузами. И, опять же, есть сложности с «подвижным составом»: старые баржи списываются, а новые почти не строятся. Системной проблемой на морском транспорте является то, что на реках появляются непроходимые для тяжелогружёных барж участки.

Автотранспорт

Машины используют на «последней миле» доставки грузов, когда его нужно довезти непосредственно до стройплощадки потребителя. Рентабельность этого вида транспорта, в свою очередь, снижается из-за введения платы за превышение нагрузки на ось и с учётом дорожающего топлива.

  • 01 Июня 2018
  • 216
  • 0
Ермакова Ольга