Экономика

Сервисы совместных поездок попадут под контроль

  • 13 Августа 2018
  • 1066
  • 0
  • 00

Удобный сервис или легкий способ незаконного заработка?

Пока в России создаются единые правила для так называемых совместных поездок (карпулинга или райдшеринга), не утихают споры о том, что они собой представляют: удобный сервис или легкий способ незаконного заработка. Чтобы разобраться в этом, корреспондент «РГ» отправился из Москвы в Тулу с помощью BlaBlaCar.

Теперь через BlaBlaCar можно взять не более пяти попутчиков, это затруднит работу нелегалов. Теперь через BlaBlaCar можно взять не более пяти попутчиков, это затруднит работу нелегалов. 

Помимо него подобные услуги предлагают BeepCar, «Яндекс. Попутка» и другие. Стоимость проезда в электричке или междугороднем автобусе  – 500 рублей, сервис карпулинга предлагал цену от 250 рублей в зависимости от класса машины и наличия кондиционера.

Выбор был остановлен на KIA Soul, за рулем которого была женщина с водительским стажем в 15 лет. По ее словам, она часто ездит в Москву из Тулы, и карпулинг помогает ей покрыть расходы на бензин и эксплуатационные расходы. Ее слова похожи на правду: пассажиров трое, выручка чуть более тысячи рублей, а до Тулы (183 км) с кондиционером 20 литров бензина точно сожжешь.

А вот назад меня вез уже Hyundai Starex с 7 пассажирами, позднее обнаружился еще спящий 8-й. Примечательно, что автомобиль останавливали сотрудники ГИБДД, но у них не возникло никаких вопросов. Как и первая, эта поездка стоила 350 рублей. В этом случае речь идет уже о полноценном способе заработка. Выручка водителя при таком раскладе составляет уже почти 3 тысячи рублей, чистая прибыль  – 2 тысячи.

Правда, представители BlaBlaCar утверждают, что «при использовании автомобиля для карпулинга водителю запрещается взимать плату с поездки за исключением разделения эксплуатационных и топливных расходов между водителем и пассажирами». Компания подчеркивает, что «карпулинг не является предпринимательской деятельностью, если водитель использует автомобиль для перевозки пассажиров не более одного раза в день, в том числе туда и обратно».

Между тем в сентябре 2017 года Тимашевский районный суд Краснодарского края признал запрещенной к распространению в России информацию на сайте BlaBlaCar, обвинив сервис в содействии нелегальным пассажирским перевозкам. После этого сервис должны были заблокировать, однако в декабре апелляционная инстанция отменила это решение.

Ясно одно: закрывать такие сервисы смысла нет, поскольку непременно появятся новые, а вот контролировать их работу нужно обязательно. Карпулинг, по мнению членов рабочей группы по подготовке предложений по законодательному урегулированию сервисов-попутчиков, должен регулироваться базовым законом  – «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ». В нем ясно прописаны пункты, которые подразумевают контроль за перевозками, и в первую очередь за безопасностью пассажиров.

Недавно запустился еще один сервис  – «Яндекс. Автобусы». По словам президента Ассоциации работников транспорта и туризма Ирины Ал Зирки, в нем также отсутствует какой-либо контроль за пассажиропотоком. Если на регулярных рейсах проверяют время отдыха водителей, то в случае с новым сервисом узнать это невозможно  – всю ответственность сервис перекладывает на перевозчика. «Гарантий нет никаких,  – констатирует Ирина Ал Зирки.  – Человек просто находит рейс, выбирает место отправления и едет на свой страх и риск. Никто не несет ответственность за время отправления и прибытия. Сервис никак не связан с автовокзалами. Если не урегулировать такую практику, все перевозчики начнут переходить в разряд сервисов. О какой безопасности и гарантиях в этом случае можно говорить?»

В некоторых местах страны карпулинг и вовсе единственная возможность добраться до пункта назначения. «Карпулинг приносит ощутимую выгоду и для окружающей среды,  – гласит столичный Единый транспортный портал.  – В первую очередь, регулярные совместные поездки помогают снизить трафик и сократить количество пробок. Следовательно, уменьшается объем выхлопных газов и негативное влияние на экологию».

По своему смыслу совместные поездки  – это не бизнес, а некоммерческая кооперация, отмечает председатель Союза пассажиров Кирилл Янков. «На самом деле обе стороны всем довольны: и водители, и пассажиры,  – уверен он.  – Недовольны, конечно же, только автобусные перевозчики, которые теряют пассажиров. Не стоит идти у них на поводу».

Это они должны более гибко реагировать на потребности пассажиров, добавляет Янков. По его словам, основная цель урегулирования работы сервисов заключается в том, чтобы отличить райдшеринг от бизнеса. Бизнес подразумевает прибыль, а райдшеринг  – нет.

Карпулинг не подразумевает ответственности водителей за попутчиков, тем не менее он набирает популярность.

Одно только упоминание о сервисах карпулинга вызывает гнев у представителей транспортных компаний. Еще бы, конкуренты, предлагая заниженную стоимость, с каждым годом переманивают все больше клиентов. Только у крупнейшего участника этого рынка (BlaBlaCar) уже 15 миллионов пользователей в России.

Кстати, с 8 августа BlaBlaCar изменил свои условия для борьбы с нелегальными перевозками, рассказали «РГ» в компании. Теперь водитель может взять в дорогу не более пяти попутчиков. Если он пожелает взять с собой большее количество человек, ему придется подписать с сервисом официальный договор. «Мы не конкурируем с традиционным общественным транспортом, а дополняем его, поэтому стараемся учитывать интересы всех игроков отрасли»,  – уверяют в компании. «Это стало одним из предложений, озвученных на заседании профильной рабочей группы,  – сообщили «Российской газете» в пресс-службе министерства транспорта.  – Ведомство поддерживает данную инициативу, поскольку она позволит снять напряженность в отношениях компании с объединениями автобусных перевозчиков и органами исполнительной власти в субъектах».

Сервис также намерен проводить различные эксперименты, чтобы сделать поездки более удобными и эффективными. Так, недавно BlaBlaCar позволил нескольким легальным перевозчикам публиковать информацию о своих поездках на своей платформе.

Источник:
    rg.ru

Понравилась ли Вам статья?

Нравится00
  • 13 Августа 2018
  • 1066
  • 0