Инфраструктура

Топ самых красивых станций метрополитена России

  • 09 Сентября 2018
  • 1046
  • 0
  • 00

Подземные архитектурные шедевры.


В Санкт-Петербурге мозаику стоимостью в миллиард рублей в вестибюлях трех новых станций Фрунзенского радиуса — «Шушары»; («Южная»), «Проспект Славы» и «Дунайская» — планируют заменить на художественное стекло. Такое поручение дал комитету по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) вице-губернатор Игорь Албин после заявления одного из субподрядчиков (компании «Смальты Мозаика») об отсутствии оплаты и невозможности к сроку оформить станции. В конце августа чиновник лично проверил ход работ на строящихся станциях.

Как ранее сообщал РЖД-Партнер, «Шушары» («Южная»), «Проспект Славы» и «Дунайская» должны открыться в декабре этого года. Но, по данным КРТИ, есть целый ряд трудностей: нехватка рабочей силы (почти в 4 раза меньше плана), рост кредиторской задолженности ОАО «Метрострой» перед поставщиками, сорван срок передачи площадок для выполнения благоустройства.

Пока чиновники решают вопрос с мозаикой, РЖД-Партнер выяснил, какие станции метро в российских городах считаются самыми красивыми. Отметим, что всего в России семь действующих систем метрополитена — в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Екатеринбурге и Новосибирске.


«Автово» (Санкт-Петербург)

Расположенная на первой линии Петербургского метрополитена — Кировско-Выборгской — станция была открыта 15 ноября 1955 года. Этот день принято считать днем основания Ленинградского метрополитена, именно на эту станцию прибыл первый поезд. Глубина заложения «Автово» составляет всего 12 метров. Поэтому вместо эскалаторов пассажиры спускаются по винтовой лестнице.

Перекрытие зала поддерживают 46 колонн: 30 из них облицованы мрамором, остальные — декоративными пластинами из литого стекла. Станция «Автово» оформлена в теме обороны Ленинграда: на фасадах наземного павильона станции — панно «Оборона Петрограда в 1919 году» и «Оборона Ленинграда в 1941-1943 годах», в наземном павильоне также панно «Защитники Ленинграда», а на торцевой стене центрального подземного зала — мозаика «Победа». На последней художники изобразили женщину с ребенком, сидящим на левом плече. Над головой у них лента с надписью «Миру мир», а у подножия пьедестала — «Наше дело — правое мы победили». Известно, что для мозаики использовалась смальта довоенных и дореволюционных запасов — красная, желтая, белая, оранжевая.

В конце 2011 года станцию внесли в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения. В 2014 году издание Guardian включило «Автово» в список красивейших станций мира.

 

«Кировский завод» (Санкт-Петербург)

Названная из-за близости к Кировскому заводу станция Кировско-Выборгской линии была открыта 15 ноября 1955 года. Она является колонной трехпролетной станцией глубокого заложения (44 метра).

Главная тема оформления станции «Кировский завод» — развитие социалистической индустрии. По задумке авторов, она напоминает цех завода, залитый солнцем. Воссоздать эту идею помогают элементы декора — лепнина, горельефы, фризы, бюсты, решетки, барельефы индустриальной тематики, а также 31 пара колонн в два ряда в зале станции.

Они соединены между собой пологими арками. Над каждой колонной — алюминиевый картуш с индустриальной эмблемой. Все картуши посвящены темам индустрии: нефтяной, металлургической, каменноугольной промышленности и электрификации.

Сами стены и колонны «Кировского завода» облицованы светло-серым кавказским мрамором. Возле торцевой стены станции, на постаменте из красного гранита, установлен бюст Ленина, выполненный из бронзы. Хотя первоначально на этом места намеривались установить бюст Сергея Кирова.

Пол станции устлан красным гранитом в шахматном порядке.

Внимания заслуживает и наземный вестибюль станции. Он расположен в отдельном здании, которое имеет широкую лестницу и 44 колонны по периметру. В целом архитектура его напоминает древнегреческий храм.

В конце 2011 года станция «Кировский завод» была включена в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения.


«Нарвская» (Санкт-Петербург)

Была открыта 15 ноября 1955 года. «Нарвская» является пилонной трехсводчатой станцией глубокого заложения (50 метров).

Главная тема архитектурно-художественного оформления станции Кировско-Выборгской линии — трудовая слава советского народа. Пилоны украшают позолоченные вентиляционные решетки.

А на 48 барельефах на пилонах изображены люди самых разных профессий во время Советской эпохи, к примеру, композиции: «Колхозники», «Литейщики», «Селекционеры», «Деятели искусств», «Текстильщицы», «Советские воины», «Строители», «Моряки», «Метростроевцы» и т.д.

Для оформления станции использовали несколько видов гранита и мрамора. Пол зала станции устлан плитами красного и серого гранита.

До 1961 года на торцевой стене было большое мозаичное панно «Сталин на трибуне». Но его демонтировали.

На дверях кабельных шкафов в путевых стенах — декоративные решетки с надписью «1955» в честь года строительства станции «Нарвская».

Стоит отметить, что «Нарвская» — единственная станция Петербургского метрополитена, которая имеет путевое развитие, но не является пересадочной или конечной.

В конце декабря 2011 года «Нарвская» была включена в единый государственный реестр объектов культурного наследия регионального значения.


«Киевская» (Москва)

Расположенная на Кольцевой линии станция была открыта 14 марта 1954 года. «Киевская» представляет собой пилонную трехсводчатую станцию глубокого заложения (53 метра).

Центральную часть посадочного зала украшает белый свод. С боковыми частями она соединяется параболическими арками. Они украшены характерным для украинской архитектуры 17 века лепным жгутом.

Мозаичными панно из смальты украшены 18 пилонов станции. Главная тема в оформлении — история Украины и дружба двух народов, российского и украинского. К примеру, на стенах в мозаике можно увидеть Переяславскую раду во главе с гетманом Богданом Хмельницким 8(18) января 1654 года, Пушкина на Украине, Чернышевского, Добролюбова, Некрасова и Шевченко в Петербурге, ленинскую «Искру», провозглашение Советской власти Лениным в Смольном в октябре 1917 года, Освобождение Киева Советской Армией 1943 года, Социалистическое соревнование металлургов Урала и Донбасса, тракторную бригаду первой МТС и т.д.

Большое панно с мозаичным портретом Ленина в центре лепнины в виде флагов расположено на торцевой стороне центрального зала. Вокруг композиции — строки гимна СССР.

Интересный факт: в Советское время на «Киевская» в мозаиках можно было увидеть 7 профилей Сталина. Но после развенчания культа личности, их решили убрать.


«Маяковская» (Москва)

Станция Замоскворецкой линии, названная в честь поэта Владимира Маяковского, была открыта 11 сентября 1938 года. «Маяковская» является первой в мире колонной станцией глубокого заложения (34 метра).

Ее характеризует трехнефный колонный зал, колонны и арки станции отделаны полированной нержавеющей сталью, а обрамление арок выполнено из мраморовидного известняка.

Главное украшение станции — мозаичные панно из смальты. Они размещены в куполах и созданы по эскизам советского живописца и народного художника СССР Александра Дейнеки. Одно из 35 мозаичных панно было утеряно. Темы остальных, к примеру, «Два самолёта и цветущая яблоня», «Парашютист», «Планеры», «Прыжок лыжника», «Сосна», «Статуя девушки с веслом», «Чайки», «Домна» и т.д.

Пол станции выложен геометрическим орнаментом из трех сортов мрамора: красным, желтым и оливковым («газганом», «салиети» и «садахло»).

Интересно, что сначала станцию хотели назвать «Триумфальная площадь», затем «Площадь Маяковского». Бюст великого поэта появился здесь только в конце 1950-х годов. В военное время (в частности во время авиационных налетов) станция использовалась как бомбоубежище.

Станция «Маяковская» имеет статус памятника архитектуры, а с 2001 году «Маяковская» была включена в список памятников истории и культуры местного значения.


«Кремлевская» (Казань)

Станция, расположенная внутри Кремлевского холма, была открыта 27 августа 2005 года, в канун празднования 1000-летия Казани. Это односводчатая станция мелкого заложения (5 метров). «Кремлевская» имеет одну платформу и два вестибюля — южного и северного направления.

Главная тема станции «Кремлевская» — Казанский Кремль. В перронном зале сводчатый потолок украшен мозаичными фресками с изображением фантастических животных и дракона Зиланта. Его кованую скульптуру установили перед входом в метро в 2005 году.

Стены перронного зала оформлены в виде зубчатых кремлевских стен с десятью башнями, которые стилизованы под крепостные (по 5 с каждой стороны). Тематический характер носят и сюжеты мозаичных панно на стенах в арочных проемах. Мозаика изображает виды Казанского и Булгарского ханств периода средневековья.


«Московская» (Нижний Новгород)

Станция, построенная как колонная мелкого заложения (10 метров), была открыта 20 ноября 1985 года. Любопытно, что «Московская» является самой большой станцией в стране. Она представляет собой единственную совмещенную пересадочную станцию двух линии нижегородского метрополитена. Кроме того, пока в России это единственная пятипролетная станция.

Путевые стены отделаны красным и белым мрамором, узоры которого образуют зубцы Московского Кремля. Кассовые залы украшены четырьмя тематическими панно у лестничных маршей. Они выполнены в технике флорентийской мозаики и изображают историю и современность столицы.

Красным и серым гранитом выложен пол станции метрополитена.


«Гагаринская» (Самара)

Колонная станция мелкого заложения (глубина заложения — 17,5 метров) была открыта 26 декабря 1993 года. Она расположена на одной из основных транспортных магистралей Самары — улице Юрия Гагарина.

Главная тема станции — космос. Темно-синие стены станции облицованы плиткой, которая образует панно на космическую тему. Они изображают звездное небо.

По задумке авторов, колонны выполнены в виде сопел ракет, раструбы которых устремлены вверх. У пассажиров они должны ассоциироваться с космическими ракетами. На потолке — плафоны сферической формы. Пол станции устелен гранитом.

Добавим, что в самом центре станции «Гагаринская» находится сооружение — застекленная площадка, как задел под переход на несуществующую линию.


«Проспект Космонавтов» (Екатеринбург)

Конечная станция 1-й линии екатеринбургского метрополитена была открыта 27 апреля 1991 года и названа по одноименному проспекту в городе. «Проспект Космонавтов» является колонной станцией трехпролетного мелкого заложения (глубина — всего 6 метров).

«Проспект Космонавтов» считается самой северной станцией метро в Азии и самой загруженной северной станцией в Азии.

Главная тема станции — космос, звездное небо. Помимо элементов декора, ассоциацию у пассажиров в призваны вызывать, в том числе сложные светоцветовые контрасты. Так, свет от люстр из круглых кессонов (углубления) на потолке отражается в стали зеркальных колонн и путевых стенах. Они, в свою очередь, отделаны украинским лабрадоритом и мрамором черного цвета с белыми прожилками из кварцита. Все вместе это сочетание как раз и напоминает звездное небо.

Светильники выполнены в форме сопел космического корабля.

Есть данные, что в разработке оформления станции принимал участие музыкант Вячеслав Бутусов.

Источник:
    rzd-partner.ru

Понравилась ли Вам статья?

Нравится00
  • 09 Сентября 2018
  • 1046
  • 0