Мнение эксперта

Эксперты спорят о вреде Uber и Lyft для городов

  • 13 Февраля 2019
  • 886
  • 0
  • 00
Ермакова Ольга

Американские учёные обвинили агрегаторов такси в вытеснении общественного транспорта. Российские эксперты с ними не согласны.

Учёные из университета Кентукки в своём исследовании заявили, что Uber и Lyft негативно влияют на развитие общественного транспорта в США. В этой работе приводится множество аргументов «против» агрегаторов. В частности, учёные отмечают, что из-за такси-сервисов в городах выросла загруженность дорог и ухудшилась экологическая обстановка — в том числе из-за того, что машины такси большую часть времени ездят пустыми. Исследователи также выяснили, что Uber в основном работает там, где общественный транспорт и так хорошо развит, а городская среда является доступной для пешеходов.

Авторы исследования напоминают, что Uber и Lyft изначально обещали снизить автомобилевладение, мотивируя людей продавать собственные машины, чтобы пользоваться такси. Однако данные свидетельствуют о том, что, наоборот, люди отказываются от пеших прогулок и поездок на общественном транспорте в пользу такси.

По данным учёных, пользование автобусами в Сан-Франциско с 2010 года снизилось на 12% из-за популярности агрегаторов такси, а это приводит к ухудшению дорожной обстановки и увеличению числа выбросов. Кроме того, исследователи обвиняют такси-сервисы в увеличения смертности на дорогах, напоминая, что Uber и Lyft не требуют от своих водителей дополнительно проходить инструктажи по безопасности.

После того, как перевод статьи о выводах американских учёных был опубликован фондом «Городские проекты» Ильи Варламова и Максима Каца, дискуссия о вреде агрегаторов такси для городской среды захватила и нашу страну. Серьёзно раскритиковал практически каждый пункт статьи экономист Максим Миронов в своём твиттере. По его мнению, «в общественном транспорте нет ничего самоценного: если он проигрывает рыночную конкуренцию более комфортным и дешёвым сервисам, то так тому и быть». Урбанист Кац возражает Миронову, напоминая о том, что без необходимого регулирования транспортной сети город превратится в большую загазованную парковку. Он отмечает, что деавтомобилизации позволила бы более эффективно использовать городское пространство.

Отечественные эксперты отмечают, что в России ситуация с «противостоянием» общественного транспорта и такси стоит несколько иным образом: если в Нью-Йорке и Сан-Франциско речь действительно может идти о конкуренции этих видов транспорта, то в РФ такси соперничают скорее с личным транспортом.

Научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Константин Трофименко считает, что услугами агрегаторов в России сейчас пользуются те, для кого содержать личный автомобиль стало слишком дорого из-за платных парковок и подорожания топлива. В РФ пока сложно говорить о том, кто у кого забирает клиентов, считает Трофименко. В Москве на такси совершается 100–200 тыс. поездок в день, а на метро ежедневно ездит около миллиона людей — доминирование такси в этих условиях невозможно.


Понравилась ли Вам статья?

Нравится00
  • 13 Февраля 2019
  • 886
  • 0
Ермакова Ольга