Мнение эксперта

Когда наступит беспилотное будущее?

  • 19 Августа 2019
  • 944
  • 0
  • 10
Ермакова Ольга

Эксперты оценивают заявление «Яндекса» о выходе полностью беспилотных авто на улицы через 4–7 лет.


Число беспилотных машин на дорогах России вскоре увеличится. Пока их выход на дороги общего пользования происходит исключительно в рамках правительственного эксперимента по эксплуатации беспилотных автомобилей. На данный момент сертифицировано 35 беспилотников компании «Яндекс», которые уже проходят тестирование на дорогах Москвы, к концу года их количество увеличится до 100, а за 1,5–2 года — до 1 тыс. машин. О планах компании рассказал руководитель направления беспилотных автомобилей «Яндекса» Дмитрий Полищук.

Управление происходит автоматически, но за рулём находится специалист, который в критических ситуациях берёт управление на себя. По оценке Полищука, полностью беспилотные автомобили могут начать ездить в Москве через 4–7 лет, а в некоторых городах с более лёгкой ситуацией на дорогах — ещё раньше.

Агентство «Прайм» попросило экспертов прокомментировать оценку, данную «Яндексом». Один из экспертов — руководитель Федерации автомобилистов России Сергей Канаев — в целом согласился с мнением компании.

«Зная, на какой стадии сейчас находятся технологические разработки, можно предположить, что 7 лет — максимальный срок. Скорее всего, уже через 4 года это станет массовым явлением» — отметил он.

Эксперт подчеркнул, что искусственный интеллект в стандартной ситуации «обгоняет» человеческий в скорости реакций, а решения принимает более правильные. И если в нестандартных ситуациях человеческий разум пока обходит технику, то за четыре года при нынешних темпах развития технологий и это будет компенсировано, считает Канаев.

Автоэксперт Игорь Моржаретто, напротив, полагает, что для того, чтобы беспилотные автомобили стали полноправными участниками дорожного движения, должно пройти ещё немало времени. По его словам, проблема заключается в человеческом факторе.

«Если технический уровень позволяет рассчитывать на то, что через пять лет беспилотные автомобили станут идеальными, то многие другие составляющие полноценного дорожного движения пока под вопросом», — поясняет он.

Моржаретто обращает внимание на то, что в городах пока нет необходимой инфраструктуры, соответствующих дорог, которые позволяли бы роботу полноценно анализировать дорожные условия, погодную ситуацию, разметку и, исходя из этого, просчитывать алгоритм действий. По его словам, даже в столице сейчас немало проблемных дорожных участков, не говоря уже о регионах.  К тому же отсутствует законодательная база, позволяющая объяснить, кто виноват в случае аварии с беспилотным авто.

Главной причиной нескорого появления беспилотников на улицах, по мнению Моржаретто, является тот факт, что другие участники движения морально не готовы переходить на новые условия взаимодействия с беспилотными автомобилями. Пока непонятно, как они будут договариваться, когда нужно разъехаться или разрешить неоднозначную ситуацию. Можно прописать алгоритм действия автомобиля в любых ситуациях, но включить в него человеческий фактор пока не получается. Аварии происходят именно из-за него. В качестве примера Моржаретто напомнил о смертельном ДТП с участием беспилотного автомобиля Uber и велосипедистки — женщина переходила дорогу вне перехода и попала под колёса. «Робот точно не мог этого предугадать», — поясняет эксперт. Водитель же в таких ситуациях может превентивно оценить риск того, что другой участник дорожного движения нарушит ПДД.

При этом оба эксперта сошлись во мнении, что в личной собственности беспилотные автомобили появятся не сразу — они уверены, что эксплуатация автономных автомобилей начнётся с коммерческих перевозок.

«Скорее всего, сначала это будут пассажирские автобусы, следующие по определённым маршрутам, затем грузовой транспорт, подключится и такси. Безусловно, контроль, по крайней мере, в первое время, понадобится, поэтому вначале использовать его будут организации, а уже затем граждане», — считает Канаев.

По мнению Моржаретто, более или менее массовая эксплуатация беспилотных автомобилей начнётся с большегрузов, которые будут перевозить грузы по специально оборудованным трассам.


Понравилась ли Вам статья?

Нравится10
  • 19 Августа 2019
  • 944
  • 0
Ермакова Ольга