Мнение эксперта

Мнение: предложено снизить требования к безопасности автомобилей

  • 01 Апреля 2022
  • 366
  • 0
  • 10

Минпромторг в связи с дефицитом комплектующих, с которым столкнулся российский автопром после введения западных санкций, предложил принять технический регламент, который позволит снизить требования к безопасности автомобилей.


Министерство подготовило проект указа «О мерах обеспечения производства транспортных средств в условиях санкций и ограничений с поставками комплектующих» (документ есть у Forbes, его подлинность подтвердил источник в одном из профильных ведомств).

Действия «недружественных стран», как указывают авторы проекта в пояснительной записке, препятствуют производству современных транспортных средств в России, в результате создается «прямая угроза» экономической безопасности страны — из-за нехватки транспорта логистические потоки сократятся, указывают в министерстве.

Документ подготовлен по итогам совещания у вице-премьера Алексея Оверчука 22 марта, пишет в сопроводительном письме замглавы Минпромторга Александр Морозов. Forbes направил запросы в Минпромторг и Минэкономразвития и ожидает ответа.

Что меняется

Новый регламент «О безопасности колёсных транспортных средств, выпускаемых в особый период», как объясняет Минпромторг, будет направлен «исключительно на поддержку российских автомобильных предприятий, в отношении которых введены ограничения и которые испытывают сложности с поставками компонентов». В случае если автопроизводители найдут новых поставщиков запчастей, которые будут удовлетворять требованиям Таможенного союза, регламент может быть отменен.

В первую очередь новый регламент разрешит с помощью параллельного импорта устанавливать неофициальные детали. Без этой ключевой новеллы продолжение производства невозможно, говорит Forbes гендиректор «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. Параллельный, или серый, импорт в России легализовали 30 марта. Теперь можно ввозить в страну востребованные товары иностранного производства без согласия правообладателей.

Согласно новому регламенту, уполномоченная организация проводит идентификацию, испытания, а также экспертизу ранее проводимых испытаний (вне зависимости от срока давности) и не дольше пяти дней составляет протоколы. Если каких-либо документов, подтверждающих соответствие новым требованиям, от заявителя нет, заявка все равно принимается.

В качестве документов, подтверждающих соответствие, могут приниматься не только сертификаты и декларации по положениям регламента Таможенного союза, но и протоколы испытаний изготовителя (в случае если принимаются заявки на малые партии). В результате срок действия одобрения — 1 год.

Такие авто могут быть в обращении только на территории России. Направить на экспорт, за исключением Белоруссии, их будет невозможно, подтверждает Бурмистров.

«В первую очередь это создается для поддержки отечественных производителей «Камаз» и «АвтоВАЗ», — продолжает эксперт.

«Дочки» иностранных производителей таким нововведением воспользоваться не смогут. Еще одна проблема — надежность таких автомобилей, отмечает Бурмистров.

«Камаз» и «АвтоВАЗ» уже столкнулись с нехваткой комплектующих из-за разрыва логистических цепочек и приостановки операций в России зарубежными компаниями. В частности, «АвтоВАЗ» с 4 по 24 апреля отправит сотрудников в отпуск, а затем переведет на четырехдневную рабочую неделю. Французская Renault, которой принадлежит в «АвтоВАЗе» 68%, на прошлой неделе объявила о приостановке работы в России. В автомобилях Lada производства волжского завода использовалась, в частности, электроника немецкой Bosch, которая приостановила поставки автокомпонентов в Россию. «АвтоВАЗ» в связи с нехваткой комплектующих заявил, что подготовит специальные версии Lada, менее зависимые от импортных деталей. «Камаз» в аналогичной ситуации — как писал Autonews, завод в начале марта направил партнерам письмо, в котором указал на дефицит комплектующих.

Новый регламент

Сейчас автомобили, произведенные в России, должны соответствовать регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств» (ТР ТС 018/2011). Автомобили, произведенные с использованием «альтернативных компонентов», требованиям этого регламента соответствовать не смогут. Поэтому Минпромторг предлагает принять временный порядок оценки автомобилей с «пониженными требованиями безопасности».

Как отмечает Минпромторг, приостановление действия некоторых требований Таможенного союза без создания нового регламента ведет к двум рискам:

  • начало импорта из Китая и Индии транспортных средств с пониженным уровнем безопасности, что создаст угрозу безопасности на российских дорогах, а также дополнительную конкуренцию;

  • потребуется дополнительная аккредитация испытательных лабораторий и органов сертификации, что может занять значительное время и даже привести к остановке автомобилестроительных предприятий.

Новые требования не будут применятся к транспортным средствам, чья максимальная скорость не более 25 км/ч, большегрузам, а также машинам, поставляемым по государственному оборонзаказу в вооруженные силы.

Заявку на соответствие новым требованиям сможет подавать российское предприятие, чья средняя численность работников за 2021 год не менее 5000 человек. В регламенте 93 технических требования и объекта для оценки, включающих, например, эффективность тормозных систем, фары ближнего и дальнего света, прочность сидений и другое.


Понравилась ли Вам статья?

Нравится10
  • 01 Апреля 2022
  • 366
  • 0