Мнение эксперта

За 10 лет заработок таксистов снизился в 3 раза

  • 26 Февраля 2020
  • 551
  • 0
  • 10
Мишунина Ольга

Эксперты назвали последствия прихода на рынок агрегаторов такси.


Высшая школа экономики (ВШЭ) провела исследование рынка такси, которое базировалось на данных онлайн-опроса пассажиров (1 571 респондент) и водителей такси (101 респондент) в Москве, интервью и анкетировании представителей трёх таксопарков, а также на данных Росстата, Дептранса, такси-сервисов и т. д.

В ВШЭ пришли к выводу, что побочным эффектом быстрого роста рынка стали снижение качества вождения и увеличение жалоб на различные происшествия во время поездки. После появления агрегаторов число москвичей, пользующихся такси, выросло в 6 раз (с 2012 года). Основной причиной этому стало снижение среднего чека на поездку. В 2019 году он опустился до 484 руб., хотя ещё в 2014-м достигал 627 руб. Без агрегаторов средний чек за поездку составил бы 620 руб., предполагают в ВШЭ.

Начало работы агрегаторов значительно сказалось на заработке столичных таксистов. Если в 2012 году их средняя выручка составляла 6,9 тыс. руб., а средний доход водителя — 3,9 тыс. руб., то в прошлом году средняя выручка водителя такси за день составила 5,6 тыс. руб. и лишь 1,3 тыс. руб. они смогли назвать их чистым доходом. Издание «РБК» приводит графики, иллюстрирующие снижение дохода таксистов:

За последнее десятилетие доля дохода водителя в структуре выручки сократилась с 72% до 23%, при этом расходы на комиссии и аренду автомобиля выросли в 3,5 раза, отмечают исследователи. В ВШЭ поясняют, что снижение доходов привело к увеличению продолжительности рабочего дня таксистов, что влияет на утомляемость водителя и повышает вероятность ДТП. Таким образом, приход на рынок агрегаторов снизил безопасность и качество оказываемой услуги.

Исследователи отмечают, что в условиях отсутствия адекватного регулирования рынка негативные последствия его стремительного роста, в том числе увеличение количества ДТП, смертность и заболевания водителей такси из-за переутомления, будут усиливаться.

Авторы исследования считают, что необходимо отказаться от прямого госрегулирования деятельности таксопарков и водителей такси, законодательно урегулировать рынок агрегаторов такси и обязать их выполнять ряд требований по контролю за водителями. При этом госрегулирование агрегаторов, по мнению экспертов ВШЭ, создаст риски роста цен на перевозки, монополизации, а также замедления темпов роста рынка такси.

Опрошенные представители агрегаторов такси не согласны с результатами исследования. Представитель ГК «Везёт» Зоя Австрийская отметила, что сравнивать текущую ситуация с той, которая была раньше, неправильно. Она обратила внимание на то, что у водителей существенно уменьшился холостой пробег, а число заказов выросло. Таким образом, такси стало доступнее и водители получили возможность получать доход, самостоятельно выбирая активные часы работы, отметила Австрийская.


Понравилась ли Вам статья?

Нравится10
  • 26 Февраля 2020
  • 551
  • 0
Мишунина Ольга