Мнение эксперта

Закон о такси. Как закладывались основы регулирования?

  • 21 Марта 2019
  • 415
  • 0
  • 10
Ермакова Ольга

Транспортный эксперт анализирует правовое регулирование сферы такси в России.


Председатель некоммерческого партнёрства таксомоторных предприятий Санкт-Петербурга Юрий Вениаминович Вейков в беседе с ТИАП рассказал о своём видении ситуации, сложившейся сейчас на рынке такси. Прежде чем дать оценку проекту нового закона о такси, эксперт посчитал необходимым отдельно остановиться на фундаментальных основах госрегулирования пассажирского транспорта, а также на том, как менялся подход к регулированию сферы такси в России.

Зачем государству такси?

Юрий Вениаминович убеждён, что у людей всегда будет потребность в перевозках, в установлении параметров которых (время и место отправления, маршрут) они могут принять максимальное участие. Гужевые перевозки, которые в дальнейшем трансформировались в таксомоторные, являются одним из старейших видов пассажирских перевозок.

Таксомоторные перевозки по количеству используемой техники являются самыми массовыми среди всех видов пассажирского транспорта. В среднем на один пассажирский автобус приходится от 8 до 16 автомобилей такси.

Нужно понимать, что таксомоторные перевозки являются своеобразной визитной карточкой городского пассажирского транспорта, а также представляют собой неотъемлемый показатель уровня туристической привлекательности любого города.

В населённых пунктах, имеющих слабое покрытие сетью регулярных автобусных перевозок, единственной возможностью обеспечить мобильность населения являются перевозки с использованием автомобилей такси.

Согласно гражданскому законодательству России, такси относится к транспорту общего пользования. Органы власти обязаны организовывать транспортное обслуживание населения, в том числе и таксомоторное.

Исходя из сказанного, можно сделать следующие выводы:

  • Спрос на таксомоторные перевозки у населения существует и имеет тенденцию к увеличению, особенно у формирующегося в стране среднего класса.

  • Органы власти обязаны создавать систему государственного регулирования таксомоторных перевозок. Цель регулирования — гарантирование населению качественных и безопасных таксомоторных перевозок.

Как государство может регулировать пассажирские перевозки?

В мире применяются три основные системы регулирование автомобильных пассажирских перевозок разных типов:

1. Государство берёт на себя полную ответственность за перевозки и регулирует их законодательно, выступая в роли заказчика и перевозчика. Данная система является наиболее затратной для бюджетов различных уровней, потому что предполагает создание государственных автотранспортных предприятий.

2. Государство вообще не участвует в организации перевозочного процесса, перевозками занимаются только коммерческие предприятия. Регулирование осуществляется исключительно рыночными механизмами — спросом и предложением.

Данная система имеет ряд недостатков, таких как нездоровая конкуренция, непредсказуемое колебание цен, а также закономерный уход перевозчиков из экономически невыгодных районов и/или мест с минимальным пассажиропотоком.

3. При дефиците бюджетных расходов власти допускают к перевозочному процессу коммерческих перевозчиков. Для обеспечения безопасности и качества оказываемых услуг, органы власти обязывают перевозчиков выполнять ряд требований и стандартов. Власти устанавливают ограничения для перевозчиков, например, вводят систему допуска на рынок через прохождение процедур лицензирования и разрешений, регулируют деятельность перевозчиков через системы допуска на объекты транспортной инфраструктуры, которыми владеет власть.

С позиции обеспечения мобильности социально незащищённых групп населения и снижения расходов бюджета, лучшим решением можно назвать сочетание первой и третьей системы — такой тандем оптимален для регулярных автобусных перевозок. Однако сфера такси, в которой уже не стоит ожидать появления государственных предприятий, тяготеет к третьей системе.

Как было организовано госрегулирование рынка такси современной России?

Под современной Россией мы понимаем период жизни страны начиная с 1991 года. До этого таксомоторные предприятия были полностью государственными и всецело регулировались государством (по системе №1). Таксомоторные предприятия начали разваливаться, территории парков захватывались различными организациями, не связанными с такси, рынок заполнился нелегальными перевозчиками.

В 1993 году государство попыталось регулировать рынок таксомоторных перевозок, введя необходимость лицензирования. Количество таксомоторных автопредприятий, прошедших эту процедуру, исчислялось единицами. Сказывалось отсутствие частных таксомоторных компаний и общий развал рынка такси. В этот период в Санкт-Петербурге официально получили лицензию всего около 20 предприятий.

Понимая, что рынок «не идёт» на лицензирование, а также отсутствуют реальные механизмы контроля и рычаги воздействия на нелицензированных перевозчиков, власти пошли на отмену введённой системы допуска на рынок.

В 1995 году лицензирование в такси было отменено с расчётом на то, что рынок сам всё отрегулирует (согласно системе №2). Однако рынок никак не изменился, количество нелегальных перевозчиков не уменьшилось, появились различные криминогенные схемы. Таким образом, рыночные механизмы не заработали, качество и безопасность таксомоторных перевозок систематически ухудшались.

Стало очевидно, что необходимо начать регулировать отрасль. Однако, в российском законодательстве не было базового федерального закона, который бы устанавливал правовые основы деятельности по перевозке пассажиров.

Более 10 лет ушло на создание Устава автомобильного транспорта, который был принят только в 2007 году. Логичным продолжением создания основ государственного регулирования стало принятие Постановления правительства, в котором отражены взаимоотношения между пассажирами и организациями, осуществляющими перевозки, и требования к автомобилю.

Все последующие годы рынок таксомоторных перевозок практически не регулировался и развивался по схеме №2. У органов власти на местах не было полномочий по регулированию местных рынков. Контрольно-надзорные органы не имели в своём арсенале санкций, которые они могли бы применить к нарушителям требований Устава и Постановления правительства. Таким образом, назрела необходимость принятия специального закона о регулировании рынка таксомоторных перевозок, и в 2011 году появился 69-ФЗ. Анализу этого закона будет посвящена наша следующая статья.

Понравилась ли Вам статья?

Нравится10
  • 21 Марта 2019
  • 415
  • 0
Ермакова Ольга