Регионы

Региональные войны агрегаторов убивают рынок такси

  • 23 Ноября 2017
  • 433
  • 0
  • 00
Ермакова Ольга

Интернет-агрегаторы изменили таксомоторный рынок, но качество услуг пока хромает.

С приходом агрегаторов рынок такси, бесспорно, изменился. Сервисы по заказу такси снизили цену на эту услугу в целом по рынку, значительно ускорили время прибытия машины, упростили сам процесс её вызова. Конкуренция между компаниями усилилась, причём, таксомоторным компаниям пришлось, по сути, соперничать с сервисами по заказу, которые не обладают своими ресурсами (машинами, работниками), а лишь распоряжаются чужими, получая с этого процент.

Однако, как это повлияло на качество услуги? Отсутствие как таковой ответственности за оказание услуги (перевозку пассажиров) привело к тому, что к поездкам допускаются абсолютно «случайные» люди, их никто не контролирует, а в случае какого-либо происшествия пассажирам не с кого спросить.

Всё дело в том, что агрегаторы официально объявляют себя IT-компаниями, которые оказывают лишь информационные услуги, сводя на одной платформе заказчиков (пассажиров) и исполнителей (водителей). Они не несут ответственности за сам процесс оказания услуги. И по законодательству они не подпадают под действие закона «о такси»: таких терминов, как «служба заказа такси» или «информационный сервис» там не существует. Таким образом, правовой статус интернет-агрегаторов такси на законодательном уровне никак не определён. Можно сказать, что это даёт им конкурентное преимущество по сравнению с другими игроками на рынке, которые обязаны соблюдать все требования, предъявляемым по закону, нести ответственность за ДТП и прочее. Отметим, что при этом цены всё же диктуют как раз агрегаторы. В российские регионы проникает всё больше агрегаторов, которые раньше фокусировались лишь на крупных городах. Из-за таких перемен одна за другой с рынка уходят традиционные таксомоторные перевозчики.

Учитывая, что как таковой ответственности агрегаторы не несут, каждый инцидент с участием машин, подключённых к их платформе, получает широкий резонанс. Ранее мы рассказывали о москвичке, подавшей в суд на «Яндекс.Такси» — девушка, будучи в такси, вызванном через приложение этого агрегатора, попала в ДТП, в котором получила тяжкий вред здоровью. Пассажирка потребовала от «Яндекс.Такси» компенсацию расходов на лечение в размере 550,3 тыс. руб., а также морального вреда — на 59,3 млн руб. Пока добиться какого-либо возмещения девушке не удалось.

Недавно в Якутске также произошёл инцидент, который, правда, закончился гораздо меньшими последствиями. О нём журналист Сусанна Рожина рассказала в своём блоге. Со слов девушки, она заказала такси через приложение InDriver, и во время поездки между ней и водителем произошёл конфликт. Сусанна попросила водителя, прежде чем доставить её в указанную точку, сделать заезд по другому адресу, на что водитель заявил: «вы в заказе это не указали, я вас не повезу».

По этому адресу девушке нужно было забрать ребёнка, поэтому отказ её не устроил — она настаивала на своём. Водитель, со слов пассажирки, сказал ей, что не собирается её никуда везти и посоветовал вызвать другую машину. Девушка предложила оплатить заезд, который не указан в заказе, но водитель был непреклонен. Тогда пассажирка сказала, что не намерена в таком случае оплачивать заказ. Тем временем машина уже находилась во дворе дома, где девушка собиралась забрать ребёнка. Водителя, видимо, это разозлило заявление пассажирки и он начал разворачиваться, девушка запаниковала и выскочила на ходу из машины, упала. Поднявшись она поспешила войти в подъезд, но её догнал водитель и схватил за рукав. Сусанна пригрозила ему, что она будет его снимать на камеру, это заставило водителя вернуться к себе в машину.

По словам директора по развитию службы InDriver Михаила Смирнова, ситуация была немного другая. По объяснениям водителя, пассажирка не согласилась на доплату (30 руб.) за заезд по другому адресу. Поэтому водитель предложил довезти её до этого, первого адреса, а дальше заказать другую машину. Однако девушка не соглашалась, завязалась словесная перепалка. Девушка грозила поставить низкую оценку и написать жалобу. А когда заехали во двор и водитель притормозил, девушка внезапно выскочила из машины, и она не падала. Водитель вышел из машины, сказал, чтобы она оплатила проезд, однако пассажирка в грубой форме отказалась и ушла. По версии водителя он не касался пассажирки. В компании хорошо охарактеризовали водителя: у него есть официальное разрешение на пассажирские перевозки, высокие рейтинги и в целом хорошие оценки.

Компании InDriver принесла свои извинения девушке и попросила пассажиров указывать условия поездки до её начала, отметив, что водитель имеет право отказаться изменять эти условия.

Как мы видим, чтобы рынок стал цивилизованным нужны перемены, в первую очередь, законодательные. Назрела необходимость установить требования к таким компаниям, определить сферы их ответственности. Пока нужного баланса между таксомоторными компаниями и интернет-посредниками нет, первые демпингуют, устанавливая свои правила, а вторые пытаясь под них подстроиться экономят на всём. Пассажиры при этом абсолютно не защищены и могут только гадать, чем закончится для них очередная поездка на такси.


Понравилась ли Вам статья?

Нравится00
  • 23 Ноября 2017
  • 433
  • 0
Ермакова Ольга