В начале XX века на улицах Петербурга начали курсировать первые такси – «таксомоторы», как их тогда называли.
В 1909 году по столице Российской империи передвигалось более тысячи автомобилей, из них около двухсот таксомоторов.
Извозчики на лошадях, автомобили, пешеходы – движение по городским улицам усложнилось. Водители постоянно нарушали правила уличного движения, особенно скоростной режим.
25 октября 1909 года Санкт-Петербургский градоначальник генерал-майор Д.В. Драчевский подписал Обязательное постановление о порядке езды по городу на автомобилях, в котором, в частности, говорилось:
«§ 1. Каждый автомобиль должен быть снабжен:
1) приспособлениями для моментальной остановки экипажа и для дачи заднего хода;
2) приспособлением, которое лишало бы посторонних возможности пускать в ход автомобиль во время отсутствия управляющего им;
3) гудком для подачи сигнала;
4) передним фонарем и задним фонарем со стеклом молочного цвета».
К управлению автомобилем допускались лица с удостоверением о знании устройства двигателя и с медицинским свидетельством «об отсутствии органических недостатков, мешающих управлению автомобиля (близорукость, глухота и т.п.)».
Скорость движения автомобилей не должна была превышать 15 верст (около 16 км) в час.
Объезд автомобилями движущихся экипажей должен был осуществляться с левой стороны по направлению движения. Нарушители правил подвергались аресту до трех месяцев или штрафу до 500 рублей.
12 ноября 1912 года Городской думой были утверждены «Временные правила для таксомоторов», курсирующих в Петербурге, в них, в частности, говорилось, что «выпуск» автомобилей со счетчиком для занятия легковым извозом в Петербурге допускается по особому разрешению Петербургской городской управы; автомобили осматриваются техником управы, а в случае удовлетворительного состояния автомобиля предприниматель получает два номерных знака определенного образца. Осмотр такси производился два раза в год.
Устанавливалась такса проезда в 20, 30 и 40 копеек в зависимости от числа пассажиров и времени суток.
Самая дорогая такса – в ночное время (с 12 часов ночи до 7 часов утра). Каждые 5 минут ожидания – 10 копеек; двое детей до 10 лет считались за одного пассажира. Разрешался проезд с животными. При найме таксомоторов у вокзалов, театров, увеселительных заведений взималась дополнительная плата в размере 20 копеек.
Все машины-такси снабжались таксометрами, циферблат которых был обращен в сторону пассажира.
Во «Временных правилах» указывалось, что «…таксомоторы должны быть надежной конфигурации, не обременять пассажиров, проезжих и прохожих шумом, дымом и зловонными газами…» и должны иметь два тормоза, два передних фонаря и два задних, гудок для подачи сигнала, боковые зеркала.
Управлять автомобилем могли лица, достигшие 21 года и удовлетворявшие требованиям, указанным в «Обязательном постановлении»: «Шоферы должны быть трезвыми и опрятно одетыми, вежливо обращаться с седоками и нанимателями, не употреблять бранных и непристойных слов.»
Автомобильным извозом занимались как частные лица, так и компании и общества.
С каждым годом автомобильный извоз становился все более популярным и доходным делом, и хотя к 1917 году в этом виде предпринимательства все еще существенно преобладал конный извоз – около 22 компаний и частных лиц занимались автомобильно-легковым промыслом.
Понравилась ли Вам статья?