Законодательство

Закон о такси. Что принёс рынку 69-ФЗ?

  • 29 Марта 2019
  • 2233
  • 0
  • 10
Ермакова Ольга

Транспортный эксперт анализирует текущее правовое регулирование сферы такси в России.

Председатель некоммерческого партнёрства таксомоторных предприятий Санкт-Петербурга Юрий Вениаминович Вейков продолжает беседу с ТИАП о ситуации на рынке такси в России. О том, как закладывались основы регулирования таксомоторной отрасли, он рассказал нам ранее, сейчас же темой нашего разговора стал современный этап развития этого рынка.

В 2011 году появился так называемый закон о такси (69-ФЗ). Этот закон стал логическим продолжением требований, установленных Уставом автомобильного транспорта и 112 Постановлением Правительства.

Основные законодательные новеллы 69-ФЗ:

1.Кодекс РФ об административных нарушениях» от 30.12.2001 №195-ФЗ внесены новые административные штрафы за нарушения правил, связанных с осуществлением таксомоторных перевозок (ст. 3 69-ФЗ).

2.Федеральный закон от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» дополнен статьёй, определяющей административную ответственность перевозчиков за нарушение правил таксомоторных перевозок (ст. 7 69-ФЗ).

3. В Федеральный закон №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» внесены полномочия по контролю таксомоторных перевозок (ст. 7 69-ФЗ).

4.Установлена система разрешения на осуществление таксомоторных перевозок, определены полномочия субъектов РФ по региональному регулированию рынка таксомоторных перевозок, а также требования к автомобилям такси и водителям (ст. 7 69-ФЗ).

Основные задачи по государственному регулированию рынка такси, которые должен был решить 69-ФЗ:

1.Установление системы допуска перевозчиков на рынок.

2.Разграничение полномочий субъектов РФ по регулированию рынка такси на уровне субъекта.

3.Наделение контрольно-надзорных органов полномочиями по осуществлению контроля и применению штрафов в отношении перевозчиков, не выполняющих требования существующего законодательства.

Введение специализированного закона, к сожалению, несильно изменило рынок, отмечает эксперт. Несомненно, это вызвало некий уровень легитимности — какое-то количество водителей и компаний получило разрешения, однако несовершенства закона в вопросах контроля исполнения установленных требований не позволило снизить число нелегальных перевозчиков.

Дело в том, что на официальных перевозчиков, получивших разрешения, с принятием 69-ФЗ обрушилась волна требований и обязательств, за невыполнение которых их ждали серьёзные санкции. Тем временем наказания для нелегальных перевозчиков остались минимальными, что сделало «серый» рынок гораздо более привлекательным, чем «сторона закона».

Добросовестным перевозчикам всё сложнее конкурировать с «бомбилами» ещё потому, что последние не платят налоги, покупают обычный (и, собственно, более дешёвый) полис ОСАГО, не тратят средств на содержание медперсонала и обслуживание автомобиля.

Кроме того, «благодаря» пробелам в законодательстве на российском рынке появились организации, которые занимаются информационно-посредническими услугами. И на данный момент в почти неизменном 69-ФЗ не обозначено правовое положение агрегаторов такси, которые работают на территории России с 2011 года (год издания 69-ФЗ).

За 7 лет действия закона сфера такси накопила массу проблем, которые не решаются на законодательном уровне. За это время агрегаторы начали управлять всей отраслью — они диктуют цены (преимущественно демпинговые) и ослабляют условия допуска перевозчиков на рынок. Такие изменения уже привели к снижению качества и безопасности услуг такси. Опасным явлением на рынке также является то, что такси-сервисы не несут ответственности за выполнение заказа, поэтому пассажир, пострадавший в ДТП, не может получить от них никакой компенсации.

Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что система госрегулирования сферы такси, дополненная 69-ФЗ, показала слабую эффективность. Изменить ситуацию призван новый закон о такси, обсуждение которого идёт уже не один год. Об ожиданиях, которые возлагает бизнес на новый закон мы расскажем в следующей статье.

Понравилась ли Вам статья?

Нравится10
  • 29 Марта 2019
  • 2233
  • 0
Ермакова Ольга