Попавших в него лиц не будут допускать к перевозкам, что, по мнению авторов, снизит вероятность совершения преступления.
Чтобы обезопасить пассажиров от нападений таксистов, в Москве могут создать чёрный список водителей. Однако в профильном Комитете Госдумы такую меру считают избыточной.
Большой отраслевой закон появится осенью
Ранее СМИ сообщили, что депутат Мосгордумы Андрей Шибаев предложил ввести чёрный список столичных таксистов из-за участившихся жалоб на них со стороны пассажиров. Создание стоп-листа, по его мнению, позволит эффективнее бороться с хамоватыми водителями. Сейчас таксомоторные компании и агрегаторы нередко встают на их защиту, а если и увольняют под напором возмущённых клиентов, то таксисты спокойно переходят в другой таксопарк. При этом Шибаев полагает, что такое решение компаний о формировании списка должно быть консолидированным, чтобы потом обеспечить его соблюдение.
Также региональный парламентарий предложил обязать московские такси устанавливать видеорегистраторы в салон автомобиля и вести видеозапись, которая должна храниться в течение определённого времени.
Однако член думского Комитета по транспорту Александр Старовойтов (ЛДПР) посоветовал коллегам из Мосгордумы не торопиться с предложениями до появления федерального отраслевого закона о такси. «Говорить о чёрных списках для нелегальных извозчиков смешно, а у легальных есть разрешение, которое в случае нарушений может быть изъято, — пояснил он. — Зачем излишнее регулирование? Для водителей-агрессоров уже есть закон, по которому, кстати, напавший на пассажира таксист должен попасть в тюрьму, а не в чёрный список».
Чёрный список нужен и для пассажиров
Как рассказал «Парламентской газете» руководитель межрегионального профсоюза «Таксист» Ярослав Щербинин, нападения на водителей такси происходят едва ли не чаще, чем на пассажиров. А с хамским и неадекватным поведением клиентов таксистам и вовсе приходится сталкиваться ежедневно. «Почему тогда для таксистов нужно вводить чёрные списки, а для пассажиров нет? — возмущается он. — Гораздо чаще именно они ведут себя агрессивно».
По его словам, если будет достойная оплата труда, то и отбор на рынке будет строже. Соответственно водителям, которые не подходят по морально-этическим качествам, работу будет не получить. «Низкие заработки вынуждают водителя относиться к пассажирам как к врагам, если зарплата будет достойной, то за место будут держаться», — уверен Ярослав Щербинин.
Кроме того, в этой сфере отсутствует норматив поведения в такси, добавил он. «Допустим, есть правила поведения в московском метрополитене, которые запрещают там пассажиру, например, курить, сорить, перевозить горючие жидкости, — пояснил эксперт. — Если нарушил требования — штраф, не оплатил проезд — штраф. Надо и для поездки в такси такие правила выработать: для пассажира, который отказывается платить и убегает, нет никакой ответственности».
Кстати, из-за большой опасности, которую из себя представляют неадекватные пассажиры, составлять стоп-листы и обмениваться ими между собой законодательно разрешили авиакомпаниям. У «Аэрофлота» в таком списке уже более 11 тысяч человек. Сейчас обсуждается возможность внедрения меры и на железнодорожном транспорте и автобусах дальнего следования.
Вместо чёрного списка — единый реестр
По словам Александра Старовойтова, Комитет Госдумы по транспорту до 15 августа принимает предложения по совершенствованию законодательства о такси. «Осенью наш комитет внесёт проект закона, регулирующий эту отрасль, — пояснил он. — Там будет очень много изменений, над которыми мы работаем в составе рабочей группы».
Одно из таких предложений сегодня, 27 июля, внесло Общероссийское объединение пассажиров.
«Мы предлагаем в новом законе закрепить норму о едином федеральном реестре водителей такси, — рассказал «Парламентской газете» зампред организации Илья Зотов.
Контрольные органы и агрегаторы получат возможность работать в этой системе. Она будет автоматически выдавать всю информацию по штрафам водителя такси, стилю его вождения, прохождению медосмотра и так далее. «В случае массовых нарушений таксист просто отключается от этой системы, и агрегаторы уже никаким образом не смогут передать ему заказ», — отметил он.
Сейчас водитель такси получает лицензию, которая выдаётся на машину и необходима только для работы в классических таксопарках. Человеку же, который решил заработать на перевозке пассажиров с помощью агрегаторов такси, порой не нужна даже лицензия на автомобиль. Поэтому, считает Илья Зотов, водитель такси должен получать лицензию как физическое лицо, без этого попасть в реестр будет невозможно.
Оператором единого реестра такси предположительно станет Ространснадзор.
«Также мы считаем, что наличие камеры в салоне такси необходимо для безопасности как пассажира, так и водителя, — подчеркнул эксперт. — Видео будет доступно только для оперативников в случае возникновения каких-то спорных ситуаций».
Между тем член Комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Васильев рассказал «Парламентской газете», что разговоры о вежливости водителей уже в ближайшем будущем потеряют актуальность. «Думаю, пока закон о такси будет проходить стены Правительства и Госдумы, места таксистов заменит компьютер, — пояснил депутат. — Это будет беспилотное такси с голосовым помощником Алисой, а она умеет дипломатично общаться с клиентами».
Понравилась ли Вам статья?