Суд постановил, что концессионные договоры, в которых затраты инвестора покрываются из бюджета, являются незаконными.

1 июня столичный Арбитражный суд признал законным решение ФАС, аннулировавшей итоги конкурса на строительство трассы Стерлитамак — Кага — Магнитогорск по концессии. Решение службы было вынесено 31 января по жалобе победителя конкурса («Башкирдорстрой»), и в нём указывались две основных причины отмены конкурса. Во-первых, это установление башкирскими властями требования о предоставлении участниками конкурса банковской гарантии, что нарушает закон о концессиях. Но основным поводом для беспокойства рынка стало второе основание, которое не указывалось в жалобе — его ФАС установила сама. Плата концедента (башкирского правительства) по условиям конкурса включала в себя платежи инвестору с целью компенсации его расходов на создание объекта и эксплуатационных расходов. Из этого ведомством был сделан вывод, что затраты инвестора полностью компенсируются из бюджета за счёт платы концедента, что противоречит закону о концессиях, поэтому конкурс необходимо было проводить по правилам 44-ФЗ для госзакупок.

С решением ФАС не согласились Минэкономики, Минтранс, глава Башкирии Рустэм Закиевич Хамитов, а также отраслевые объединения. В марте замглавы Минэкономики Станислав Сергеевич Воскресенский отмечал, что концессии составляют 90% проектов государственно-частного партнёрства (ГЧП). В них уже вложено 126 млрд руб. частных инвестиций, 30 млрд руб. из которых — это финансирование региональных и муниципальных проектов. Глава ФАС Игорь Юрьевича Артемьев на это заявил, что нужно чётко разграничивать государственные закупки и концессии, а 100%-е возмещение затрат «похоже на имитацию» последних.

По мнению главы антимонопольной практики адвокатского бюро «Линия права» Алексея Сергеевича Костоварова, решение суда отрицательно скажется на рынке, поскольку большинство договоров заключаются на аналогичных условиях. В частности, по такому принципу финансируется строительство оплатных пунктов системы «Платон», так же должны финансироваться два участка Центральной кольцевой автодороги в Московской области, проекты в Хабаровске, Перми и Башкирии.

Исполнительный директор Центра развития ГЧП Максим Викторович Ткаченко надеется, что апелляция, кассация или Верховный суд смогут изменить или отменить это решение. С его слов, как только началась эта история, участники рынка стали прописывать соответствующие риски в свои договоры. Максим Викторович считает, такое решение суда говорит о том, что пора вернуться к вопросу об изменении закона о концессиях, чтобы он не допускал неоднозначных трактовок понятия «плата концедента» и того, из чего она может складываться.

  • 02 Июня 2017
  • 535
  • 0
Юридическая служба ТИАП.РУ