Законодательство

Нужно ли обязательное страхование в такси?

  • 13 Октября 2017
  • 2372
  • 0
  • 00
Ермакова Ольга

Председатель НП ТП Юрий Вейков рассказал ТИАП к чему приведёт введение обязательного страхования в сфере такси.

Напомним, 11 октября Депутат от ЛДПР Сергей Жигарев внёс в Госдуму законопроект о введении для перевозчиков такси обязательного страхования пассажиров.

Новая законодательная инициатива предлагает включить перевозки легковым такси в сферу действия Федерального закона № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП)». Данный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.

Закон распространяется на абсолютно все перевозки, кроме легкового такси, и это не случайно. В 2012 году при создании закона о ОСГОП, такси было специально не включено в сферу действия закона, так как эксперты, принимающие участие в его разработке, установили, что введение данной нормы не является эффективной мерой формирования легального такси и приведёт к увеличению стоимости услуг. Если выразиться проще, было определено, что таксомоторные компании не в силах «потянуть» страхование по ОСГОП и это может привести к росту числа нелегальных перевозчиков.

Важно понимать, что факт исключения легкового такси из положений закона о ОСГОП не означает, что пассажиры такси никак не застрахованы. В настоящее время, легальные таксомоторные перевозчики имеют страховку по ОСАГО и полис добровольного страхования своей ответственности перед пассажирами.

Но к сожалению, страховые компании под любым предлогом уклоняются от страхования машин такси по ОСАГО. Вероятно, из-за того, что таксомоторы имеют высокий риск попадания в ДТП (в силу большего ежесуточного пробега по сравнению с частными автомобилями) эта сфера рынка для страховщиков является убыточной, тогда как сегмент страхования по ОСГОП для них гораздо более привлекателен.

Уже несколько месяцев страховые компании продвигают идею введения обязательного страхования, при этом федеральное правительство её не поддерживает. Рассмотрев предложение Национального союза страховщиков ответственности (НССО), чиновники указали на то, что идея включения такси в ОСГОП требует проработки. В Минфине отметили, что реализация этого предложения связана с рядом рисков и неопределённостей начиная от неясности, кто в таком случае выступит страхователем, заканчивая тем, что чётко не установлено действительно ли сейчас недостаточно размера осуществляемых страховых выплат по ОСАГО. Центробанк РФ настаивал на том, что нужно изучить возможность возникновения рисков появления различного рода злоупотреблений как со стороны таксистов, так и со стороны потерпевших на фоне неясности регулирования данного вида перевозок.

На проблемы в регулировании таксомоторных перевозок указывают и отдельные случаи, связанные с процессом получения компенсаций пассажирами такси. В частности, недавно в СМИ попала информация об аварии с автомобилем «Яндекс.Такси», в которой пострадала пассажирка. Пострадавшая потребовала от агрегатора компенсацию расходов на лечение, однако ответ от компании она так и не получила. 19 октября по этому делу состоится суд.

Вернёмся к положениям инициативы депутата Сергея Жигарева. В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что для усиления защищённости граждан при перевозке легковым такси необходимо на законодательном уровне ввести обязательное страхование пассажиров перевозчиками легкового такси и установить понятие агрегатора такси, который оказывает исключительно информационные услуги и не несёт больше никакой ответственности, в том числе перед пассажирами. Естественно, создаётся впечатление, что данный проект закона лоббирует интересы только страховщиков и агрегаторов. Первые получают дополнительный рынок для предложения своих услуг, вторые — уходят от ответственности по новому закону.

Итак, какие можно дать прогнозы относительно изменения рынка такси в случае принятия данного законопроекта? Очевидно, что цены на такси увеличатся, и в итоге за новую страховку заплатит конечный потребитель услуги, то есть пассажир. Кроме того, объём нелегального рынка такси вырастет, ведь официальные таксопарки сейчас, в силу демпинга со стороны агрегаторов, и так стараются сократить лишние затраты, а введение обязательного страхования может привести к банкротству отдельных компаний и ИП или переходу их в «серый» сектор. Что в итоге? В случае возникновения ДТП пассажирам вообще будет не с кого спросить. Защитит ли пассажиров такси новый закон? Нет, потому что в случае его принятия легального такси уже не будет.

Понравилась ли Вам статья?

Нравится00
  • 13 Октября 2017
  • 2372
  • 0
Ермакова Ольга