- Главная
- Новости
- Законодательство
- Отказ от плановых проверок
Роспотребнадзор планирует расширить меры по снижению административного давления на бизнес, не дожидаясь принятия пакета законов о регуляторной гильотине.
В первую очередь ведомство намерено отказаться от плановых проверок изготовителей, в том числе продавцов, импортёров, владельцев агрегаторов информации о товарах и услугах. В качестве альтернативы Роспотребнадзор будет проводить внеплановые документарные и выездные проверки, контрольные закупки. Соответствующие нормы зафиксируют в постановлении Правительства, проект которого размещён на портале проектов нормативных актов.
О необходимости усовершенствования существующей системы контрольно-надзорной деятельности говорили давно, но лишь после того, как Владимир Путин включил этот злободневный пункт в свое прошлогоднее послание Федеральному Собранию, сказав, что количество требований к бизнесу необоснованно завышено, тема получила развитие. Два законопроекта, которые впоследствии были названы «регуляторной гильотиной», были внесены Правительством в Госдуму и приняты палатой в первом чтении 14 апреля текущего года.
По замечанию председателя думского Комитета по контролю и Регламенту Ольги Савастьяновой, в базовой составляющей законопроектов нашли отражение замечания 13 думских комитетов, тем не менее у депутатов остаются ещё вопросы. Все они должны быть устранены ко второму чтению документов, в том числе используя все возможные тематические площадки. Председатель Госдумы Вячеслав Володин предложил подключить к важной теме экспертов и общественность в рамках парламентских слушаний.
Сомнений в том, что важные законопроекты, которые, по прогнозам экспертов, окажут значительное позитивное влияние на деловой климат в России, будут приняты — нет. Но пока этого не случилось, в Роспотребнадзоре решили не оставлять бизнес наедине с текущими контрольно-надзорными проблемами.
Проект постановления Правительства предусматривает отмену плановых проверок изготовителей (исполнителей, продавцов, уполномоченных организаций или уполномоченных индивидуальных предпринимателей, импортёров, владельцев агрегаторов информации о товарах (услугах). В качестве альтернативного механизма защиты прав потребителей в качестве ситуативных мер реагирования ведомство предлагает ограничиться внеплановыми документарными и выездными проверками и контрольными закупками.
По данным Роспотребнадзора, снижение числа плановых проверок сопровождается повышением уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности в целом. Так, с 2012 по 2018 год количество плановых проверок уменьшилось с 73 737 до 3179, при этом показатель эффективности, характеризующий соотношение абсолютного числа выявленных нарушений законов к общему количеству проверок ежегодно возрастал и в 2018 году составил 3,05 единицы (2017 г. — 2,7; 2016 г. — 2,6; 2015 г. — 2,5; 2014 г. — 2,4).
Курирующий законопроект специалист Роспотребнадзора на вопросы «Парламентской газеты» по поводу частичного дублирования постановлением норм «регуляторной гильотины» не ответил. Но, по мнению главы думской Комиссии по вопросам поддержки малого и среднего предпринимательства Дмитрия Сазонова, речь идёт о временной мере, которая будет действовать до принятия пакета законов. Ревизия прошлых надзорных норм в думских документах представлена на более глубоком уровне, при этом много нововведений, облегчающих жизнь предпринимателей и работу самих контролёров.
В частности, акцент в деятельности различных контрольных служб предлагается делать не на борьбе с последствиями нарушений, а на их предупреждении, в том числе используя новейшие информационные технологии, статистику и анализ. Фактически речь идёт о полноценной цифровизации государственного и муниципального контроля, снижающей издержки граждан и организаций и повышающей его прозрачность. На практике это будет означать, что в случае отсутствия в информационной системе сведений о проверке, действия контролёра не будут иметь юридического значения, а инспектора просто не допустят на объект.
Помимо расширения применения риск-ориентированного подхода, законопроекты вводят и меры стимулирования добросовестности, а также уделяют оценку результативности действий надзорных органов. Замминистра экономразвития Алексей Херсонцев ранее пояснял, что контрольно-надзорный орган отнесёт объекты контроля к одной из шести категорий риска причинения ущерба: чрезвычайно высокий риск, высокий, значительный, средний, умеренный и низкий.
Для каждой категории будут определены виды проверок и их периодичность. В организациях с чрезвычайно высоким риском может быть одно-два плановых контрольно-надзорных мероприятия в год, с высоким или значительным риском — одно в два-четыре года, со средним или умеренным риском — одно в три-шесть лет.
Понравилась ли Вам статья?