Законодательство

Пассажиры должны сами страховать себя от невылета?

  • 12 Октября 2017
  • 206
  • 0
Ермакова Ольга

Ситуация с «ВИМ-Авиа» поставила отрасль перед необходимостью ответа на вопрос: кто должен оплачивать вывоз пассажиров компании-банкрота?

После краха «ВИМ-Авиа» Росавиация предложила брать деньги для вывоза пассажиров с них самих — по 10 рублей с билета, а собранные деньги аккумулировать в резервном фонде, который использовался бы по необходимости. Однако эксперты против создания такого фонда, они предлагают ввести добровольное страхование от невылета для чартерных туристов.

В частности, такой подход поддерживает главный редактор портала «Авиа.ру» Роман Владимирович Гусаров. «Надо вместе с продажей билета предлагать страховку от невылета. Тогда страховые компании внимательно будут изучать баланс авиакомпаний. И пассажир сам будет выбирать, покупать эту страховку или нет», отметил он.

К тому же, фонд предлагается создавать от продажи билетов авиакомпаниями именно регулярных рейсов. Но почему пассажир регулярного рейса должен страховать чартерные перевозки и переплачивать за билет? Кроме того крупные авиаперевозчики будут вносить в фонд основную часть денег пропорционально числу проданных билетов, отметил Гусаров. А что в итоге? Получится, что устойчивый бизнес будет страховать недобросовестных коллег.

К тому же, в чартерных перевозках турист получает билет от туроператора, а нет от авиакомпании. «На регулярных рейсах авиакомпания заключает договор с пассажиром, а на туристических чартерных рейсах договор перевозки входит в турпакет. Туроператор для туриста является фрахтователем, то есть перевозчиком. Авиакомпания лишь предоставляет самолёт с экипажем и она на субподряде у туроператора. Туроператор должен предоставить список пассажиров авиакомпании чартерного рейса не менее чем за сутки до вылета. И все претензии по перевозке к туроператору», — напомнил Роман Владимирович.

В туристский продукт входит размещение и перевозка, заключается договор с туристом — непонятно, как в таком случае собирать деньги за билет? Тем более, большинству «застрявших» в аэропортах пассажиров «ВИМ-Авиа» туроператоры не выдали билеты на обратный рейс, что является нарушением законодательства. Туристы получили лишь маршрут-квитанцию — по сути, обычный информационный лист для пассажиров, в котором указан день вылета обратно. При этом маршрут-квитанция не является договором перевозки, а билет свидетельствует о его наличии, напомнил Гусаров.

Президент Российской ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Николаевич Тасун напомнил, что по договору о реализации туристского продукта, заключённому турагентом, туроператор несёт ответственность за неоказание или ненадлежащее оказание туристу и (или) иному заказчику услуг, входящих в турпродукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги. Получается, что туроператор рискует, выбирая перевозчика с нестабильным финансовым состоянием. Но, очевидно, что туроператор всегда выбирает перевозчика, который выставляет цену ниже. В ситуации с «ВИМ-Авиа» туристов вывозили за счёт средств туристического кризисного фонда, пояснил Тасун.

По данным туроператоров, стоимость чартерных перевозок «ВИМ-Авиа» была на 30% ниже средней по рынку, отметил Тасун. Перевозчик явно демпинговал.

По мнению экспертов, пора предпринимать меры для спасения отрасли. Уже сейчас накопленная инфляция в процентном отношении в два раза выше, чем рост цен на авиабилеты. Уже три года авиакомпании несут убытки, пора принимать меры, чтобы сохранить рынок авиаперевозок, считает Гусаров.

  • 12 Октября 2017
  • 206
  • 0
Ермакова Ольга