Законодательство

Права пассажиров автотранспорта

  • 03 Июля 2018
  • 1001
  • 0
  • 00
Юридическая служба ТИАП.РУ

На что может рассчитывать пассажир в таких случаях, как потеря билета, багажа, ДТП, поломка транспорта.

В конце прошлого месяца Пленум Верховного суда принял новое постановление о вопросах применения законодательства об автоперевозках. В нём разъяснены нюансы этого вида перевозок: зоны ответственности перевозчиков и, соответственно, границы прав пассажиров.

Утеря билета

Пленум ВС поясняет, что факт заключения договора перевозки пассажира и багажа подтверждается проездным билетом и багажной квитанцией. При этом отсутствие, неправильность либо утрата билета или квитанции не является основанием для признания договора незаключённым или недействительным. То, что между сторонами имеются договорные отношения, может быть подтверждено и другими доказательствами.

Кроме того, перевозчик не вправе взимать оплату за оформление билета — такую плату может взимать исключительно агент, если он участвует в заключении договора.

Проблемы с багажом

Перевозчик несёт ответственность за утрату, недостачу или повреждение багажа независимо от наличия вины, в том числе за случайное причинение вреда — ДТП по вине третьего лица, хищение и т. д., кроме случаев, когда имеются чрезвычайные и неотвратимые обстоятельства.

При этом подготовка багажа к перевозке — это обязанность пассажира, и если багаж был повреждён по причине его плохой упаковки — перевозчик не будет нести ответственность за это.

Если в процессе перевозки багаж утрачен — перевозчик возмещает пассажиру его полную стоимость, а при порче — сумму, на которую понизилась стоимость груза. В случае если пассажир при передаче багажа перевозчику не объявил его стоимость, то суд не может отказать в удовлетворении требования пассажира о возмещении убытков только на том основании, что размер таких убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащих компенсации убытков определяется судом с учётом всех обстоятельств дела и исходя из принципов «справедливости и соразмерности» ответственности допущенному нарушению обязательств.

ВС напоминает, что перевозчик обязан доставить багаж в пункт назначения не позднее дня прибытия пассажира, а за просрочку доставки должен заплатить неустойку в размере 3% от провозной платы за каждые сутки просрочки.

Утрата, повреждение ручной клади

Если за багаж в ответе в большей мере перевозчик, то все риски, связанные с утратой, недостачей или повреждением вещей, перевозимых пассажиром в ручной клади, лежат на самом пассажире. Однако если пассажир докажет, что в порче ручной клади виноват перевозчик, то ему всё же придётся компенсировать потери.

ДТП, порча имущества в такси

Если имущество пассажира пострадало из-за ненадлежащего состояния салона — к примеру, испачкана одежда о грязные сидения — он сможет потребовать с перевозчика компенсацию причинённого вреда.

Отдельно ВС обозначает ответственность агрегатора такси перед пассажиром за причинённый в процессе перевозки вред. В частности, ответственность агрегатора наступает, в момент, когда он заключил договор перевозки от своего имени либо из обстоятельств заключения договора у добросовестного гражданина-потребителя могло сложиться мнение, что договор перевозки заключается непосредственно с агрегатором.

В постановлении ВС также поясняется, что перевозчик отвечает за действия других лиц, к услугам которых он прибегает для осуществления перевозки, как за свои собственные.

Поломка транспорта, ДТП в пути

Верховный суд поясняет, что если поездка была прервана в связи с неисправностью транспорта или ДТП, то пассажиры вправе продолжить движение по своим билетам на другом подобранном или предоставленном перевозчиком транспорте. Если он не может предоставить замену вышедшему из строя транспорту в разумный срок, пассажир вправе потребовать возврата стоимости проезда в полном объёме, а также потребовать компенсации других убытков. Если перевозчик не в силах продолжить перевозку пассажира до пункта назначения по не зависящим от него причинам — пассажир может потребовать возврата стоимости билета пропорционально непроследованному расстоянию.


Понравилась ли Вам статья?

Нравится00
  • 03 Июля 2018
  • 1001
  • 0
Юридическая служба ТИАП.РУ