Экономика

Тёмная сторона такси

  • 25 Января 2018
  • 292
  • 0
  • 00
Ермакова Ольга

Рынок такси постепенно растёт, но несмотря на все позитивные изменения последних лет, третья часть рынка такси — теневая.

Такси в России является одним из наиболее динамично развивающихся сегментов рынка пассажирских перевозок. Согласно исследованию маркетингового агентства DISCOVERY Research Group, объём российского рынка такси (таксомоторных перевозок) в 2016 г. вырос на 14,3 млрд. рублей (+4,4%) по сравнению с 2015 г. и достиг 339 млрд. рублей. В первом полугодии 2017 г. он составил 176,3 млрд. рублей — вероятно, по итогам всего 2017 года также будет зафиксирован рост.

«Серый» сектор рынка такси в России в 2016 г., по данным агентства, составил 105,1 млрд. руб. (зафиксировано его снижение по сравнению с 2015 г. на 7,5%). Путём несложных вычислений можно получить общий процент всего нелегального извоза — 31%, то есть треть всех поездок на такси в России осуществляются нелегальными перевозчиками.

Несомненно, очень сложно оценить, сколько же всего таксомоторных перевозчиков находится «вне закона». Преподаватель Высшей школы экономики и менеджмента УрФУ Константин Юрченко в интервью «Российской газете» в Уральском федеральном округе, озвучил такие цифры: около 70─80% всего рынка такси — вне правового поля. Причём здесь имеются в виду частные водители такси, работающие нелегально или полулегально, несмотря на то, что подключены к официальным системам.

Приход на рынок агрегаторов услуг такси «отодвинул» на второй план традиционные службы такси (с собственным автопарком, штатными водителями, диспетчерами, системой медосмотра и техосмотра). В крупных городах всё большая доля заказов оформляется именно через мобильные приложения агрегаторов.

По данным DISCOVERY Research Group, крупнейшими игроками на рынке такси в России являются диспетчерские «Везёт» (11% рынка), «Сатурн» (9%) и «Максим» (7%) — они также имеют собственные приложения, но большая часть клиентов вызывает машины по старой схеме (по звонку). На мобильных агрегаторов («Яндекс.Такси», Gett, Uber и др.) приходится 5% рынка России. Получается, что в целом агрегаторы услуг такси занимают уже около 32% всего рынка такси России.

Агрегаторы заставили выйти из абсолютной тени многих «бомбил», но всех ли водителей, подключённых к этим сервисам можно назвать легальными? Далеко не всех. Кроме самих агрегаторов, которые, кстати, всячески дистанцируются от понятия «транспортная компания», называя себя информационными сервисами, существуют более мелкие компании, выступающие своеобразными посредниками между сервисом и водителем. Такие компании таксисты называют «открывашками» или «подключашками». Они получают 5% от стоимости заказа, 15% — агрегатор, а остальные 80% остаются водителю.

«Подключашки» большей частью работают виртуально — водителю достаточно всего один раз прийти в офис, предъявить права, страховку и «подключиться» к платформе агрегатора. Такие посредники зачастую не имеют ни одного автомобиля, они не обеспечивают водителю ни медосмотр, ни техосмотр, не следят за режимом работы и отдыха водителя, внешним оформление машины такси. Поэтому определённая часть водителей, подключённая к таким сервисам, лишь формально находится в рамках правового поля.

Понравилась ли Вам статья?

Нравится00
  • 25 Января 2018
  • 292
  • 0
Ермакова Ольга