Экономика

«Яндекс.Такси» объединяется с Uber — к чему все идёт?

  • 16 Июля 2017
  • 1490
  • 0
  • 00
Ермакова Ольга

Рынок агрегаторов услуг такси продолжает укрупняться — какими могут быть последствия?

С появлением агрегаторов рынок такси претерпел серьёзные изменения. Более того, прежним ему, наверное, уже не стать. Отодвинув на второй план традиционные таксомоторные компании, и заняв значительную долю на рынке, сервисы по заказу такси перешли к этапу слияний. Такого развития событий давно ждали эксперты — вопрос заключался лишь в том, когда это произойдёт и кто с кем договорится о консолидации.

Отметим, что даже до начала слияний на таксомоторном рынке России было легко обнаружить признаки несовершенной конкуренции. Существенную долю на рынке такси занимают именно агрегаторы, которые контролируют цены, создают высокие барьеры для входа на рынок — это лишь некоторые из признаков, указывающих на монополизацию. Более подробно об этом мы писали в предыдущем материале.

Теперь же рынок ещё больше укрупняется. Напомним, что первым слиянием на рынке таксомоторных агрегаторов стало объединение  «Такси Сатурн» и RuTaxi — совместная компания получила название Fasten. Сейчас вплотную к слиянию подошли сервисы «Яндекс.Такси» и Uber. То есть ведущих компаний на рынке становится меньше, однако они становятся гораздо крупнее.

Получается, что теперь можно уже говорить о монополистических объединениях. Наиболее подходящим термином, описывающим ситуацию, является трест. Трест — это объединение нескольких компаний, участники которого теряют собственность на средства производства и произведённый продукт, производственную и коммерческую самостоятельность. Компании, входящие в трест объединяют производство, сбыт, финансы, управление, а на сумму вложенного капитала собственники отдельных организаций получают акции объединённой компании, которые дают им право на принятие участия в управлении и получении соответствующей части прибыли треста.

Именно так и произойдёт в случае с «Яндексом» и Uber. Как мы сообщали ранее, в новую компанию Uber вложит $225 млн, а «Яндекс» — $100 млн, оценка объединённого бизнеса на данный момент составляет $3,725 млрд. «Яндекс» получит 59,3% в новой фирме, Uber — 36,6%. Ещё 4,1% достанется сотрудникам. Uber будет иметь 3 из 7 мест в совете директоров объединённой компании.

В случае с Uber, целью такой консолидации могло послужить желание не только занять более прочные позиции на рынке и приумножить прибыль, но и избежать потерь, связанных с новым государственным регулированием её деятельности и нарастающими протестными настроениями среди таксомоторных перевозчиков. В СМИ ежедневно появляются новости о проблемах с Uber в разных странах — противодействие развитию компаний в разных странах оказывает не только государство, но и объединения таксистов. Из некоторых государств компания уходит не в состоянии выполнять местное законодательство (Финляндия, частично Эстония, Дания).

Ещё одной целью слияния является попытка снижения конкуренции. Для привлечения водителей и клиентов обе компании не скупились на дотации и практически компенсировали стоимость поездок и водителям и пассажирам. Настолько высокий уровень конкуренции рынок просто не в состоянии долго поддерживать.

Госрегулирование агрегаторов такси — больная тема в большинстве стран, где работают такие онлайн-сервисы, наша страна не является исключением. Сейчас в Госдуме ожидают рассмотрения два законопроекта, касающиеся регулирования деятельности сервисов по заказу такси. Первый в ГД внёс первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Вячеслав Иванович Лысаков, автором второго стал сенатор Антон Владимирович Беляков. Основная идея обоих законопроектов — это «легализация агрегаторов», кроме того, в них явно прослеживаются попытки лоббировать интересы агрегаторов.

Итак, как скажется слияние «Яндекс.Такси» и Uber на рынке? Очевидно, стоит ждать очередных консолидаций. В результате на рынке могут остаться всего два-три игрока. И тогда, очевидно, цены на поездки повысятся.

В ФАС отметили, что появление такого треста может стать угрозой конкуренции на рынке. После получения ходатайства об объединении бизнесов, в ведомстве намерены определить доли рынка агрегаторов услуг такси, оценить количество клиентов, поездок, уровень цен. Затем ФАС примет решение о разрешении, отказе или разрешении с предписанием (особыми условиями, которые будет необходимо выполнить новой компании).

Что ждёт пользователей? На первых порах никаких изменений для них не произойдёт. Как пояснили в «Яндексе», для заказа поездок, как и раньше, будут доступны оба приложения.

Теперь остаётся ждать решения регуляторов — будет одобрено такое слияние или же компании продолжат конкурировать между собой? Мы будем следить за развитием событий — новости на эту тему читайте на tiap.ru.

Понравилась ли Вам статья?

Нравится00
  • 16 Июля 2017
  • 1490
  • 0
Ермакова Ольга