- Главная
- Новости
- Законодательство
- Сможет ли полиция наказать нечестного таксиста?
Сможет ли полиция наказать нечестного таксиста?
- 13 Марта 2017
- 1502
- 0
Водитель такси потребовал от иностранца за полчаса езды непомерно высокое вознаграждение — 16 тыс. руб. Этот инцидент обнажил сразу несколько проблем нормативного регулирования рынка.
8 марта турист из Ирландии взял такси на Дворцовой площади и отправился в свой отель Crowne Plaza на Стартовой улице. Вероятно, стоимость поездки предварительно обговорена не была. Весь этот путь — не более 24 км, такси преодолело примерно за полчаса. По приезду таксист озвучил цену — 16 тыс. руб. Конечно иностранец мог и не знать, что в среднем такая поездка в Санкт-Петербурге обходится в 500–600 руб., но всё же запрошенная сумма ему показалась просто фантастической для любого города, и он отказался платить так много. Предъявленная квитанция его также не убедила. В ответ на это водитель такси просто заблокировал двери машины. Ирландцу ничего не оставалось, как оплатить «счёт». После этого таксист даже выдал ему квитанцию об оплате.
На место произошедшего была вызвана полиция, но к моменту прибытия сотрудников такси уже уехало. Сейчас полиция устанавливает обстоятельства инцидента, поставлен вопрос о возбуждении уголовного дела.
Давайте разбираться, какие законы нарушил этот водитель такси? В соответствие с п. 1, ст. 31 Федерального закона № 259-ФЗ, основанием для таксомоторной перевозки является публичный договор фрахтования, заключённый в устной форме [1]. Доподлинно неизвестно как в данной ситуации была обговорена эта поездка — была ли изначально озвучена сумма (отличная от итоговой) или стороны согласовали лишь маршрут. В любом случае обвинить таксиста в нарушении этого закона будет проблематично, тем более что требования п. 4 данного закона водителем такси были выполнены — он выдал пассажиру квитанцию об оплате поездки.
Двигаемся дальше. Постановлением Правительства РФ №112 регламентируются два допустимых варианта установления тарифов таксомоторных услуг — перевозчик может назначать стоимость поездки независимо от расстояния перевозки и времени в пути (фиксированная плата) или на основании установленных тарифов, исходя из пробега и (или) времени в пути, определённых таксометром [2]. Как в случае с фиксированной ценой, так и при использовании таксометра — перевозчик вправе установить абсолютно любые тарифы — для этого нет никаких ограничений. При этом прямой обязанности сообщить пассажиру стоимость поездки у перевозчика также нет.
В случае если бы таксист не выдал квитанцию об оплате услуги такси в форме бланка строгой отчётности (или кассового чека), согласно с п. 2, ст. 11.14.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях это могло бы повлечь за собой штраф на водителя — 1 тыс. руб., на должностных лиц —10 тыс. руб., на юрлиц — 30 тыс. руб. [3]. Однако водитель такси закрепил непомерно высокий счёт официальным документом, который в случае соблюдения всех требований к нему, не оставляет повода для привлечения нерадивого таксиста к ответственности.
Выходит, что, вероятнее всего, наказать таксиста-шантажиста не получится. Также из анализа проблемы напрашивается ещё один очевидный вывод — никто не может быть застрахован от подобных случаев.
Стоит отметить, что туристы из Европы привыкли к наличию в их странах таксомоторных стоянок, где можно воспользоваться официальным такси по прозрачным ценам. В Санкт-Петербурге таких стоянок и системы допуска на них официальных перевозчиков нет.
Данный случай, несомненно, повлияет на снижение «туристической привлекательности» Северной столицы. В России он уже стал резонансным, а за счёт того, что его участником стал иностранный гражданин — к сожалению, можно ожидать попадания этой информации и в зарубежные СМИ.
До Кубка конфедерации по футболу осталось менее 100 дней. В соревнованиях примут участие 8 стран, соответственно поток туристов, приезжающих в наши города значительно возрастёт. И, к сожалению, можно прогнозировать повторение подобных случаев.
Как предотвратить такие случаи в дальнейшем? Целесообразным было бы внедрить систему тарифного регулирования и организовать стоянки такси. Конечно, жёсткий контроль тарифов здесь будет неуместен. Таксомоторный бизнес сейчас существует в условиях рыночной экономики и свободной конкуренции, а установление нижней границы цены позволило бы, как и прежде, назначать компаниям конкурентную стоимость на свои услуги, но делать это исключительно в разумных пределах. Создание сети стоянок такси позволило бы создать зоны, в которых можно было бы воспользоваться безопасным такси от официальных перевозчиков. Преимущество легальных таксомоторных компаний заключается в том, что они заботятся о качестве предоставляемых услуг и своей репутации.
В настоящее время в Санкт-Петербурге обсуждается новый проект городского закона о государственном регулировании рынка такси. Основным нововведением в нём стало введение единой цветовой гаммы кузовов автомобилей такси. При этом вопросы инфраструктуры такси и тарифов в законопроекте не отражены. К сожалению, введение единого цвета таксомоторов вряд ли сможет исключить подобные случаи — для этого нужны более радикальные меры.
Понравилась ли Вам статья?