Экономика

Big data: опасность для такси

  • 02 Марта 2018
  • 294
  • 0
  • 00
Ермакова Ольга

Сервисы такси должны делиться данными по своим таксомоторам для безопасности перевозок, но безопасно ли это для компаний?

Вчера на коллегии петербургского Комитета по транспорту председатель ведомства Александр Николаевич Головин отметил, что работа по заключению соглашений по передаче данных со службами такси продолжается. На данный момент оно заключено только с «Яндекс.Такси», однако и по другим компаниям сейчас ведётся работа, отметил глава комитета.

Напомним, что соглашение разработано Комитетом по транспорту, его целью является «систематизации информации необходимой при осуществлении государственного регионального контроля за соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями» требований, предъявляемым к такси. Со слов Александра Николаевича, соглашение «необходимо для безопасности пассажиров и гарантий качественного обслуживания».

В соответствии с соглашением, служба такси будет передавать в Региональную навигационно-информационную систему данные о своих такси (местонахождение, данные о разрешении, госномер машины, номер водительского удостоверения, информацию об оплате поездок) и сверять наличие разрешений по реестру, а в случае их отсутствия — отключать водителей от сервиса.

Помимо позитивных моментов, таких как отсев «бомбил», и теоретическое усиление контроля за каждой машиной такси, соглашение таит в себе также и угрозы для служб заказа такси. Как мы писали раньше, положения документа противоречат федеральному закону о защите персональных данных — документ не предусматривает получения компаниями каких-либо гарантий, связанных с тем, что полученная от неё информация не будет передана третьим лицам. А ведь данные, которые требуется передавать, очень ценны и в случае попадания «не в те руки» их подробный анализ может резко изменить расстановку сил на таксомоторном рынке.

Представим, что некая компания получает доступ к консолидированной информации по всему рынку такси Санкт-Петербурга. Проанализировав данные, компания сможет узнать, например, места наибольшего спроса в привязке ко времени (и направлять туда машины, тем самым увеличивая число обрабатываемых заказов и улучшая сервис), предпочтения клиентов по тарифам и так далее. В итоге такая компания может получить значительные конкурентные преимущества и, используя конфиденциальную информацию своих конкурентов, выстроить свою работу таким образом, что она начнёт приносить гораздо больше прибыли.

Приведём пример использования данных потребительского поведения из другой сферы. Монетизация собственных больших данных (big data) сейчас является одним из приоритетных направлений крупных компаний. В частности, ритейлер X5 Retail Group (сети «Пятёрочка», «Перекрёсток» и «Карусель») объявил о создании дирекции, которая займётся анализом big data для сбора более качественной информации о клиентах. В использовании big data компания видит дополнительные источники получения дохода. Очевидно, что та работа по анализу данных клиентов, которая уже проводилась в компании, и на которую теперь выделено больше ресурсов, ранее приносила свои плоды. В этом примере компания использует только данные, собранные самостоятельно, а что будет в сфере такси, когда одна компания получит статистику всего рынка?

Понравилась ли Вам статья?

Нравится00
  • 02 Марта 2018
  • 294
  • 0
Ермакова Ольга