Экономика

Страхование в такси: работает или нет?

  • 06 Апреля 2018
  • 477
  • 0
  • 00
Ермакова Ольга

Агрегаторы наперебой заявляют о страхования поездок, но на какие компенсации может рассчитывать пассажир на деле?

В сентябре 2017 года первым на российском рынке такси услугу страхования жизни и здоровья пассажиров запустил сервис Wheely, его партнёром стал страховой дом ВСК. Сумма страхования составила 2,5 млн руб. Затем с 1 декабря 2017 года в России начала действовать бесплатная страховка при вызове машины через «Яндекс.Такси». Сервис сообщает, что каждый пассажир в такси застрахован на сумму до 2 млн руб.

Uber, объединившись в России и ближайших странах СНГ с «Яндекс.Такси», тоже планирует подключить страхование — компания уже ведёт переговоры со страховщиками. Условия страхования будут такими же, как и в «Яндекс.Такси». Известно, что перспективы страхования изучают и в Gett. Очевидно, что рано или поздно все агрегаторы такси подключатся к системе страхования. Но что на самом деле даёт такая страховка пассажиру: какие выплаты его ждут в страховом случае?

Начнём с того, что в общем случае в России в сфере такси пассажиры застрахованы по ОСАГО, где максимальные выплаты за вред жизни и здоровью составляют 500 тыс. рублей. Но по факту компенсацию более 150 тыс. руб. получить удаётся довольно редко. Чтобы уйти от ответственности, таксопарки применяют сложную схему владения автомобилями — создают длинную цепочку передач машины по различным арендным и лизинговым договорам. Пострадавшему (или его родным) приходится провести своё личное расследование, чтобы определиться, к кому нужно обращаться за выплатами. Сложности возникают и с получением постановления о признании потерпевшим, подтверждением своих расходов на лечение, а также с проведением экспертизы.

А что касается страхования жизни и здоровья пассажиров такси, введённого агрегаторами, то достоверных данных о реальных выплатах пока нет, хотя известно, что на протяжении всей своей работы агрегаторы мастерски уходили от ответственности. Вся вина судами возлагалась на водителя такси, а уж с него, как вы понимаете, обычно сложно что-либо получить.

Сложность в получении компенсаций в суде от агрегаторов заключается в том, что они позиционируют себя как доску объявлений об услугах такси, отмечая, что оказывают информационную услугу, но никак не транспортную. Именно такой позиции придерживается «Яндекс.Такси» в деле Елены Гращенковой, которая подала на агрегатора в суд.

Однако небольшой прогресс в судебной практике уже наметился. В январе Верховный суд обязал Мосгорсуд принять иск к агрегатору такси как к ответчику за ДТП. До этого две инстанции отказались взыскать с агрегатора такси ООО «Такси Престиж» компенсацию морального вреда после гибели пассажира в ДТП. ВС же указал, что агрегатор оказывал перевозчику агентские услуги по поиску пассажиров такси, принимал заказы и передавал его исполнителю. То есть ВС, по сути, признал агрегатора агентом, действовавшим от своего имени за счёт принципала (таксопарка). При таких обстоятельствах права и обязанности по сделке (в данном случае по договору перевозки) возникают у агента, то есть у агрегатора.По логике ВС, потерпевшие вправе предъявлять требования к агрегатору, а тот в последствие может взыскать свои убытки в порядке регресса с таксопарка-исполнителя.

Какие можно сделать выводы? В целом пока страхование жизни и здоровья пассажиров, предоставляемое агрегаторами такси, скорее не работает, чем работает, а объявление ими этой новой услуги больше напоминает ничем не подкреплённый рекламный ход.

Понравилась ли Вам статья?

Нравится00
  • 06 Апреля 2018
  • 477
  • 0
Ермакова Ольга